Персональный сайт
учителя английского языка
Труфановой Елены Александровны

Модель организации работы школьной театральной студии. Интеграция методов театральной педагогики в образовательный процесс

Е. А. Труфанова
Т. Н. Чисникова


В современной модели подростковой школы включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс – это не только благое желание энтузиастов, но действительная потребность развития системы образования, ведь театральная деятельность является уникальным средством развития личности. От эпизодического присутствия театра в школе необходимо перейти к его системному включению в жизнедеятельность образовательного учреждения. Театральную педагогику культивировали А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Е.Е.Шулешко, П.Ершов и А.Букатова и т.д. Поскольку образовательный процесс – это не только учебный процесс, но и дополнительное образование, творческая деятельность, а также социальные практики, мы будем рассматривать театральную деятельность как внеурочную (работа театральной студии, работа с чтецами, проектная деятельность) и урочную (использование элементов актерского тренинга на уроках).

Театр-1

Существует общепринятое мнение: «Неталантливых детей не бывает». При этом многие ребята заканчивают школу, так и не раскрыв своего таланта. Действительно, яркую, так называемую актуальную одаренность демонстрируют немногие, а потенциальная требует времени и определенных условий для своего проявления. Эти условия – наличие природных способностей, определенная социальная среда, а также сильная мотивация личности к саморазвитию. Школьный театр является тем клубным пространством, где складывается уникальная воспитательная ситуация и создаются условия для демонстрации детьми высоких достижений практически в любом виде одаренности. Подростковая школа должна стать местом различного рода проб, и театральная студия предоставляет массу возможностей для ребят приложить свои способности к разным видам деятельности. С 2003 года в Лицее 102 города Железногорска работает театральная студия «Пока горит свеча…» под руководством учителя русского языка и литературы Татьяны Николаевны Чисниковой и учителя английского языка Елены Александровны Труфановой.

В своей работе мы ставим перед собой следующие цели:

  • приобщить актеров и зрителей к сокровищам мировой культуры;
  • помочь ребятам увидеть свои достоинства и средствами театра развивать их, а также компенсировать недостающие качества;
  • развивать у учащихся готовность к диалоговой форме общения с окружающими людьми.

Если для детей важно принять участие в спектакле, ярко исполнить свою роль, заслужить аплодисменты зрителей, то мы, учитывая принцип «Не дети для театра, а театр для детей», направляем свои усилия на воспитание гармоничной личности.

На занятиях по актерскому мастерству и в процессе подготовки к спектаклю дети приобретают навыки публичного выступления: поставленный голос, четкую артикуляцию, грамотную речь, выразительные интонации, навыки общения с публикой, пластичность. Эти навыки, кстати, ярко проявляются на уроках: дети-театралы отвечают совсем по-другому, подавая положительный пример всему классу.

Большим приобретением для детей являются навыки саморегуляции: умение снимать волнение и «зажим» перед выходом на сцену или ответом у доски. Мы не раз видели, как ребята обучают товарищей-нетеатралов приемам расслабления.

Среда театральной студии создает условия для социализации ребят. Представьте себе процесс подготовки к спектаклю. Сталкивается большое количество мнений, вкусов, интересов, возникают проблемы и конфликты: дали не ту роль, которую ты хотел, режиссер предлагает «неудобные» средства создания образа, не нравится поведение партнера, кто-то опоздал на репетицию и заставил всех себя ждать. Решая эти и множество других проблем, дети учатся жить в обществе, приобретая умение принимать решение и брать ответственность на себя, способность самостоятельно критически мыслить, договариваться, урегулировать конфликты, уважать партнера, предоставлять и принимать обратную связь.

В процессе работы формируются ценностные ориентиры ребят: кто-то не представляет себе жизни без театра, другие понимают, что хотят чего-то другого. Мы относимся с уважением к выбору детей. Тот факт, что к выпуску из школы детей в театре становится меньше, вполне закономерен. Они четко определяют свои приоритеты: если все малыши хотят сыграть главную роль, то старшеклассники точно рассчитывают свои силы, чтобы успеть и роль сыграть, и учебу не запустить. Ребята учатся различать добро и зло, ценить дружбу, дорожить временем, делать правильный выбор.

Несмотря на солидную материальную базу, созданную за годы работы, к каждому спектаклю требуются новые костюмы, декорации, реквизит. Без участия ребят дело, конечно, не обходится. Некоторые, кстати, поначалу предпочитают именно такие, «околотеатральные дела» (изготовление костюмов и аксессуаров, создание предметов мебели, шитье, вязание, выпиливание, лепка и т.д.) и лишь потом осмеливаются выйти на сцену.

Актуальность развития ИКТ-компетенций не вызывает ни у кого сомнений. В театре можно подбирать и монтировать фонограммы, работать с воспроизводящей аппаратурой, осуществлять видеосъемку и монтаж, придумывать и создавать спецэффекты и т.д.

Чтобы создать в школе настоящий театр, требуются определенные средства. В первую очередь это, конечно, профессиональные режиссеры, а поскольку их на всех не хватает, приходится рядовым учителям брать эту миссию на себя. Для того чтобы хоть как-то соответствовать, мы посещаем семинары, занимаемся самообразованием (изучаем литературу и ресурсы интернета), участвуем в театральных фестивалях, постоянно посещаем спектакли красноярских театров. За 10 лет существования студии сложилась система работы, некоторые элементы которой буквально «написаны кровью».

Мы принципиально не ведем набора в театральную студию: являясь классными руководителями, коллектив театра формируем в основном из учащихся своих классов – в одном спектакле могут встретиться пяти- и одиннадцатиклассники. Разновозрастность благотворно влияет как на младших, так и на старших: малыши буквально «в рот смотрят» большим и копируют их манеру поведения, а старших это обязывает, дисциплинирует и мобилизует – происходит взаимное обогащение. Как правило, ребята проходят семилетний курс актерского мастерства. Каждый учебный год начинается с занятий по сценической речи, движению, пению, постановке этюдов и импровизаций, затем приступаем к постановке спектакля. В процессе работы рядом со старшими, для которых все правила давно известны и естественны, младшие студийцы усваивают актерскую этику (дисциплина, отвественность, партнерство). С учетом состава труппы выбираем пьесу и пишем сценарий – сами, так как не существует репертуара для школьных театров, который гарантировал бы роль каждому ребенку (количество желающих участвовать в спектакле в 5-6 классе доходит до пятидесяти!).

Для постановок мы выбираем произведения лучших русских и зарубежных писателей (А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, А.Н.Островский, С.Я.Маршак, В.Шекспир, Н.Тэффи, Лопе де Вега, К.Гольдони, А.Т.Твардовский, Г.-Х.Андерсен).

За 12 лет работы театральной студии были поставлены следующие спектакли и литературно-музыкальные композиции:

Театр-2
  • 2003 «Поэт в России больше, чем поэт» (литературно-музыкальная композиция по стихам Е.Евтушенко)
  • 2004 «Пока горит свеча…» (по произведениям В.Шекспира)
  • 2005 «Созданье гения пред нами выходит с прежней красотой…» (по произведениям А.С.Пушкина)
  • 2005 «Стихи живые сами говорят» (по произведениям С.Я.Маршака)
  • 2006 «Ваш выход, господин Сказочник!» (по стихам для детей)
  • 2006 «Горе от ума» (по мотивам комедии А.С.Грибоедова)
  • 2007 Торжественный вечер, посвященный Дню Учителя, в городском ДК
  • 2007 «Царевна-лягушка»
  • 2007 «Счастливая любовь» (по произведениям Н.Тэффи)
  • 2008 «Во деревне то было в Ольховке» (фольклорный праздник)
  • 2008 «Однажды в старой Дании…» (по сказкам Г.-Х. Андерсена)
  • 2009 «Летучий корабль»
  • 2009 «Авдотья Рязаночка» (по пьесе Т.Габбе)
  • 2009 Юбилейный вечер «Нам 5,5»
  • 2010 «В каждой роте Тёркин свой» (по поэме А.Т.Твардовского)
  • 2010 «Дворянин с Арбатского двора» (литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству Б.Окуджавы)
  • 2011 «Я ещё вам не спел о главном…» (литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству А.Макаревича)
  • 2011 «Дурочка» (по произведениям Лопе де Вега и К.Гольдони)
  • 2012 «Счастливый день» (по пьесам А.Н.Островского)
  • 2013 «У зеркала» (по произведениям Н.Тэффи)
  • 2014 «Снежная Королева» (по сказке Е.Шварца)
  • 2014 «Идет война народная…» (литературно-музыкальная композиция по песням и стихам Великой Отечественной войны)
  • 2015 «По щучьему велению» (по мотивам русских народных сказок)
  • 2015 «Большой секрет для маленькой компании…» (литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству С. Никитина)
  • 2015 «Строки, опаленные войной» (литературно-музыкальная композиция по песням и стихам Великой Отечественной войны)
  • 2016 «В поисках настоящей принцессы» по мотивам сказок Г.-Х.Андерсена
  • 2017 «Сказка о царе Салтане» по сказке А.А.Пушкина
  • 2018 «Яблочко от яблони...» по мотивам пьесы А.Н.Островского «Свои люди - сочтемся»

Полюбившейся формой организации досуга являются традиционные литературные вечера в клубе «У камина». В процессе подготовки этих мероприятий ребята открывают для себя новые имена (Б.Окуджава, А.Макаревич, Е.Евтушенко и др.). Творчество этих поэтов очень разнообразно, и это позволяет участникам попробовать себя в разных амплуа (можно читать стихи, петь песни соло или в составе группы, аккомпанировать пению на разных музыкальных инструментах, монтировать видеоклипы, участвовать в инсценировках, готовить презентацию, рассказывать фрагменты биографии и т.д.). Вечера мы проводим в кабинете литературы, который оборудован в соответствии с представлениями об инфраструктуре подростковой школы: мобильная мебель, зонирование пространства, наличие легкого занавеса, который позволяет за считанные минуты превратить учебный кабинет в уютную литературную гостиную.

У театра есть своя символика: свеча, нагрудные знаки, придуманные и подаренные театру первыми выпускниками студии, любимая песня «Пока горит свеча…» А. Макаревича.

Ребята, приходящие в студию, в первую очередь знакомятся с традициями, сложившимися за 10 лет существования коллектива. Новички изучают «Советы бывалого актера начинающим артистам», которые представляют собой своеобразный шуточный устав нашего театра. После первой в их жизни премьеры они проходят процедуру посвящения в артисты и участвуют в церемонии торжественного закрытия сезона с приемом в кабинете директора, награждением и чаепитием. На празднике последнего звонка одиннадцатиклассников-театралов провожает вся труппа – и делает из этого целое шоу.

Особое внимание мы уделяем развитию личности и формированию коллектива театра, именно поэтому за годы работы постепенно сложилось продиктованная жизнью система поощрений лучших студийцев, которая со временем обрела форму Положения о присуждении звания НА (Начинающий Артист). Знакомясь с этим положением, ребята выстраивают модель своей деятельности в театре: каждый год они могут получать дипломы НА первой ступени (Открытие Года), второй (Надежда и опора) и третьей ступени (Гордость театра) – за яркое исполнение роли, добросовестную работу, уважение к партнерам и режиссерам, бережное отношение к театральному имуществу, создание выразительного образа. Звания даются только при условии отсутствия «звездной болезни». Ее симптомы подробно описаны в Положении о присуждении звания НА и знакомы практически каждому воспитателю, который когда-либо что-либо организовывал с детьми. Артисты знают, что если им удастся к выпуску из театральной студии получить диплом НА четвертой ступени (Настоящий Артист), их портреты будут повешены в актовом зале лицея. Эта перспектива окрыляет и дисциплинирует – снимаются многие проблемы, свойственные любому детскому театральному коллективу (неадекватная реакция на замечания режиссера, убежденность в собственной исключительности, небрежное отношение к костюмам, декорациям, реквизиту, сцене, невыученный текст роли и др).

Театр занимает особое место в жизни школы. Видимый результат его деятельности - это премьера. До официальной, «родительской премьеры» мы показываем спектакль учащимся лицея и тем самым вносим свой вклад в воспитание зрительской культуры лицеистов (если на сцене твои друзья или братья с сестрами, научишься вести себя в театре прилично).

«Родительская премьера» традиционно является одним из самых ярких событий в жизни лицея. Это праздник, на который приходят лицеисты, их родители, учителя, администрация и многочисленные гости – поклонники театра.

Наличие в школе театральной студии оказывает влияние на другие классы. Хоть мы не имеем возможности до бесконечности расширять актерскую труппу, зато возможности применения элементов театра на уроках очень широкие. В нашей костюмерной можно взять напрокат костюмы и реквизит для постановок на уроках. Глядя на то, как интересно живут театралы, другие ребята тоже загораются идеей ставить маленькие спектакли и исполнять песни на уроках. Наши артисты приводят в театр своих младших братьев и сестер из других классов. «Сыны и дочери полка» заражаются вдохновением, и у них возникает желание организовать у себя в классе «ну хотя бы маленький театр».

Студийцы являются неизменными организаторами и участниками общешкольных мероприятий – от разработки сценария до проведения.

Театр-3

Деятельность театра освещается в школьных средствах массовой информации – радиокомпании «Пятничка» и газете «Лицеист». Кроме того, есть публикации в городских газетах и новостные сюжеты по телевидению.

В актовом зале лицея расположена постоянная выставка – фотографии сцен из спектаклей и фотогалерея выпускников-студийцев, большой популярностью у лицеистов гостей школы пользуется экспозиция в витринах музея.

Коллектив театра постоянно участвует в городских театральных фестивалях. Участие в краевых фестивалях, к сожалению, дорого обходится (в финансовом смысле). И, откровенно говоря, нас там не очень-то ждут. На таких фестивалях требуются 15-20 минутные постановки, мы со своими полуторачасовыми спектаклями не подходим по формату.

За свою десятилетнюю историю театр сделал уже два выпуска, и мы считаем, что имеем право подвести некоторые итоги. Студийцы отличаются от среднестатистического неподготовленного ребенка особой культурой публичного выступления. Отвечая на любом уроке или делая доклад на НПК, ребята говорят громко и четко, держатся раскованно, свободно отвечают на вопросы, не испытывая страха.

Их отличает высокая общественная активность: они являются инициаторами и ведущими общешкольных мероприятий, педагоги-организаторы отмечают их ответственность, инициативность, умение доводить начатое до конца.

В театре возникают и бережно поддерживаются особые взаимоотношения между ребятами, ведь коллектив связан своими традициями, символами, совместной работой. Старшие трогательно заботятся о младших, младшие со слезами на глазах провожают выпускников.

Тщательно подбираемый репертуар воспитывает тонкий художественный вкус, способность отличать высокое от пошлого, настоящее от фальшивого. Ребята становятся ценителями чужого творчества. Посещая спектакли красноярских театров, они понимают, сколько труда было вложено постановщиками и артистами.

У ребят возникает потребность в культурном досуге (пойти в театр, на концерт). Отмечая праздник последнего звонка в кафе, выпускники-театралы предпочли старинные бальные танцы (вальс, полонез, падеграс, мазурку) традиционной дискотеке.

Закончив школу, ребята продолжают ощущать потребность в творческой самореализации. Они с удовольствием участвуют в театральных капустниках и литературных вечерах и выступают их организаторами.

Аня Бессонова, выпускница 2007 года, стала проводить праздники для ребят из детского дома в г. Томске. Эта деятельность развернулась в целое волонтерское движение в масштабе города. Володя Загорский, учась в Санкт-Петербурге, создал в своем вузе команду КВН, которая сейчас играет в премьер-лиге. Ваня Булатов, закончив институт пожарного дела в Иркутске, работает в нашем городе в пожарной части и, помимо своей основной службы, проводит мероприятия для школьников, посвященные пожарной безопасности.

Мы не ставим перед собой цели готовить детей в театральные вузы, однако выпускница нашей студии Женя Косова поступила в студию Валерия Золотухина при театре на Таганке в Москве, Матвей Воронко стал студентом факультета актерского мастерства Красноярской государственной академии музыки и театра, Денис Мошкин учится на актерском факультете ГИТИСа.

Реализация возможностей театральной педагогики не исчерпывается работой школьного театра. Эти методы и приемы с успехом используются при решении общеобразовательных задач. На любом уроке можно работать над выразительным чтением. Такое прочтение помогает извлечь максимум информации и облегчает понимание текста, а значит, улучшается качество усвоения. В уроки литературы, истории, иностранного языка прекрасно вписываются инсценировки. Для этого детям приходится выбрать отрывок из произведения, написать текст инсценировки, подобрать или изготовить костюмы, декорации, реквизит, распределить роли, выучить текст, отрепетировать и показать фрагмент перед классом. Опыт такой работы бесценен. Освоение учебного материала через проживание делает знания убеждениями, а динамика личностного роста становится очевидной.

Впервые получив задание «Подготовить и спеть песню для урока-концерта», большинство ребят (особенно мальчиков) реагируют стандартно: «Я петь не умею». Тем не менее, на уроке (где выставляются отметки!) поют все. Пропадает зажим, дети начинают чувствовать удовольствие от пения, уровень исполнительского мастерства растет на глазах и при подготовке следующего урока-концерта никто даже не пытается отказаться петь. Попробовав себя в исполнении песен на уроке литературы, ребята смело выходят на большую сцену, в том числе в роли солистов. Стоит ли говорить о том, что испытывая сильные эмоции, дети глубже постигают смысл стихов, лежащих в основе песен.

Переход на ФГОС предполагает активное использование метода проектов в учебном процессе. Приемами театральной педагогики можно подготовить ребят к защите проектов: поработать с голосом, помочь избавиться от чувства страха и понравиться жюри. У нас есть опыт подготовки таких «околотеатральных» проектов как «Создание анимационных фильмов по повести А.А.Пушкина «Гробовщик» и стихотворению «Бесы», «Сайт «Литературный костюм».

В отличие от старшеклассников, подросток не может радоваться обучению без общения. Использование элементов актерского тренинга на уроках позволяет создать такую образовательную среду, которая могла бы реализовать потребность ребенка в общении и обеспечивала бы эмоциональную и творческую составляющую личности подростка. Хорошие результаты дает подобная работа на уроках иностранного языка. Неправильно думать, что актерский тренинг связан только с разыгрыванием на уроках «диалогов» и сценок; он предполагает развитие внимания, памяти, воображения, речи (громкой, внятной, точно интонированной), мышечной свободы, навыков импровизации, а также общения и взаимодействия. В конечном итоге подросток получает гармоничное и уверенное ощущение себя среди других.

Приобщение к театру со школьных лет дает возможности учащимся не только приобрести навыки публичного выступления, но и понять себя, открыть свои лучшие качества. Несмотря на разнообразие и привлекательность таких форм досуга как компьютер, интернет, телевидение и т.д., занятия в театре, по свидетельству психологов, остаются одним из наиболее предпочитаемых увлечений подростков. Престиж театра в лицее очень высок; ежегодно приходится «отбиваться» от огромного количества детей, которые желают заниматься в театральной студии. В пространстве театра складывается уникальная воспитательная ситуация. Театральное искусство развивает многогранную личность нового времени, дает ей весь арсенал «оружий», которые необходимы в современном социуме – это уверенность в себе и в своих силах, ответственность за свои поступки, умение отстаивать свою точку зрения и т.д. Именно такая гармоничная личность и будет востребована в обществе нового времени.