Персональный сайт
учителя английского языка
Труфановой Елены Александровны

Классное руководство - пространство для творчества

Я очень люблю быть классным руководителем! Для меня классное руководство – уникальное пространство, где можно расти вместе с детьми, вдохновляться новыми идеями, самозабвенно играть и видеть, как они растут! В этой статье постаралась собрать все свои «фишечки» по классному руководству.

Деньрожденная стена

Накануне первого сентября мы с родителями оформили в классе «Деньрожденную стену», которая (кстати!) помогла мне быстро запомнить кто есть кто, а одноклассникам не забывать поздравить друг друга, потому что дорога ложка к обеду.

Денрожденная стена

В течение лет наша стена претерпевала существенные изменения. В пятом классе она выглядела так: из цветного картона формата А4 вырезаем силуэт воздушного шарика, наклеиваем фото ребенка, подписываем имя и дату дня рождения. К шарикам привязываем ленточки и обязательно (!) связываем их концы вместе: это символ единства класса. Накануне дня рождения снимаем, и все дети пишут пожелания имениннику. Родители, увидев эту красоту, попросили «не снимать до конца учебного года». Нетушки! Эта стена наглядно показывает ход времени…

Через год, так как за пятый класс накопилось множество фотографий, мы стали делать фотоколлажи для каждого ребенка. А на стене разместили вот так: паспарту из плотной бумаги, состаренное при помощи кофе и украшенное рисунками черной гелевой ручкой в технике "зентангл". Пожелания писали на обороте. (А потом с трудом отскабливали скотч со стены, потому как за год он въелся намертво...)

И решили мы все сделать красиво: коллажи стали наклеивать на сложенный вдвое лист А3 (чтобы на развороте было побольше места для пожеланий - дети растут и у них появляется потребность писать подробные поздравления, с ОЧЕНЬ личными пожеланиями) и заключать в рамочки. А чтобы не зияло пустое место, в освободившиеся рамочки мы помещаем английские пословицы или хорошие афоризмы на английском языке. Причем дети знают, что пословицы и афоризмы размещены не случайным порядком, а для каждого конкретного ребенка - читают, переводят и задумываются....

Коллажи я делаю в программе Publisher (входит в пакет Microsoft Office), она простая и удобная; сохраняю в формате JPEG с высоким качеством - и не отличишь от сделанного в Photoshop'e. Знаю, что семьи бережно хранят все коллажи, ведь они содержат свидетельства того, где ребенок участвовал в течение года и как к нему относятся одноклассники. Кстати, учителя тоже принимают участие в поздравлениях: трудно ведь удержаться и не написать что-нибудь приятное, когда видишь, с каким удовольствием дети пожелания сочиняют...

Первосентябьский квест

Первого сентября, после торжественной линейки, мы провели квест-праздник-экскурсию-по-школе, который помог, и это было очевидно, решить множество задач. Дети сориентировались в огромной школе, увидели кабинеты, в которым им предстояло учиться, и - вволю побегать при этом по этажам, новенькие непринужденно влились в коллектив (ведь их никто не рассматривал – все были заняты делом!), родители получили возможность поучаствовать в празднике и ближе познакомиться с ребятами, а также увидеть «в деле» классного руководителя. Материалы для проведения квеста можно скачать здесь

Система рейтинга

Праздник отшумел – начались трудовые будни. Одна из составных частей работы классного руководителя – организация учебной деятельности: воспитание в детях здоровой амбициозности и стремления учиться изо всех своих сил, а также доведение до сведения родителей и осознания ученика картины его реальной успеваемости. Сейчас большое распространение получили электронные журналы, но у нас была – и пока остается – своя система, созданная на основе программы Excel, которая хорошо сработала в пятом классе не только как «информатор», но и как «мотиватор», позволяя вести рейтинги успеваемости (общий и по отдельным предметам), еженедельно информировать родителей об успеваемости детей, вести статистику по полученным пятеркам, четверкам, тройкам и двойкам. Про достоинства программы и результаты ее использования можно почитать здесь

Добавлю только, что в пятом-шестом классе на специальном стенде еженедельно вывешивались фотографии ребят, занявших первые три места в рейтинге успеваемости, а также «чемпионов по пятеркам». Ребенку, получившему сто пятерок, вручался (и до сих пор вручается) специальный приз.

Новогодняя лотерея

Наблюдая каждую неделю, как дети толпятся возле стенда с рейтингом, я подумала, что этот энтузиазм можно использовать и развивать. Так родилась идея новогодней лотереи. Набрав в дневник семь пятерок или десять четверок с подписями учителей, ребенок получает лотерейный билет, который будет разыгрываться на новогоднем празднике. Возбуждение и энтузиазм просто зашкаливали! Билеты, идеи для призов и сценарий разбойничьего новогоднего праздника можно скачать здесь.

Кстати, лотерея растянулась аж до конца учебного года – в модифицированном виде. Так как кое-что осталось после лотереи плюс родители подкинули кое-какие ненужные вещички, в кабинете осталась Большая Подарочная Коробка. За те же семь пятерок или десять четверок можно было открыть коробку и самому выбрать приз! Учебный год мы закончили с качеством 85,7%!

День учителя

День учителя – первый серьезный праздник, когда детям нужно сделать что-то хорошее для любимых людей. Мы никогда не опускались до дарения вещей из магазина, ведь в них не вложено тепло наших сердец. К тому же, вечерние посиделки в школе предоставляют ребятам возможность сплотиться, а родителям – включиться в жизнь класса в качестве мастеров-наставников. Кстати, именно делая подарки для учителей, мы подумали – а чем хуже одноклассники? И с шестого класса стали дарить одноклассникам не только рукотворные открытки с пожеланиями, но и рукодельные подарочки – на день рождения, 8 марта, 23 февраля. Это так подстегнуло творческие мысли детей, что они стали по собственной инициативе делать друг для друга такое… Идеи для подарков можно посмотреть здесь.

Совятник

Клуб ЧГК и Совятник

Системообразующим элементом в нашем классе вот уже пять лет служит клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?». Каждую неделю мы собираемся, чтобы играть в разнообразные интеллектуальные игры: «Брейн-ринг», «Надуваловка», «Веришь – не веришь», «Шляпа», «Полиглот» и другие. Благодаря клубу, в классе появился совятник – домик, где живут наши призовые и подарочные совы. Подробности о работе клуба можно почитать здесь, найти программу работы клуба - здесь.

Совиный рейтинг

И вообще, сов мы любим; у большинства детей, участвующих в ЧГК, дома на почетном месте находится мини-совятник. В шестом классе родилась идея системы поощрений – за хорошую учебу, за участие в мероприятиях, за незапланированные добрые дела – в виде сов-печатей в дневник и «совиного рейтинга» на стенде. Три победителя в конце четверти получают призовую сову. С неизменной радостью! Спасибо родителям, которые с неослабевающим энтузиазмом готовы изготавливать сов в огромном количестве – в том числе, непосредственно во время родительского собрания (руки-то свободны!).

Газета

Пятый класс, как известно, период фестивальный: чем больше событий происходит в жизни класса, тем лучше (правда, в нашем классе фестивальный период, похоже затянулся: уже девятый миновал, а наша движуха все такая же интенсивная. Ну… почти. Фото можно посмотреть здесь). Для того, чтобы сохранить их в памяти, мы придумали газету. Делается в Publisher'e, печатается, вывешивается (или по финансовым возможностям, раздается в каждую семью). Жаль, что газета продержалась только один год: уж очень много времени уходило у классного руководителя на то, чтобы научить детей писать тексты, отбирать и кадрировать фото, придумывать к ним подписи, верстать газету, а родителя, пожелавшего курировать хорошее дело, в этот раз не нашлось. Может быть, повезет в следующем классе!

Вместо газеты мы стали вывешивать в коридоре (в классе уже нет места!) коллажи, посвященные классным мероприятиям. И получилось хорошо: с неослабевающим интересом эти фотографии разглядывают ученики из других классов, родители, гости школы и… мы сами! Идея с фотоколлажами прижилась надолго; экспозицию меняем ежегодно, а снятые коллажи собираем в толстенную папку, получается такая фотолетопись класса.

Министерства

Для распределения обязанностей по классу у нас существует система министерств (так солиднее!). Их четыре. Министерство образования отвечает за еженедельные рейтинги - по успеваемости и «по совам», один раз в месяц готовит новую схему рассадки детей в классе (именно так, мы пересаживаемся ежемесячно, и у нас нет проблем что кто-то с кем-то не хочет работать). Министерство порядка организует дежурство по классу и столовой, генеральные уборки класса, отмечает отсутствующих учеников. Министерство культуры организует поздравления учителей с праздниками и одноклассников с днем рождения (изготавливает подарки, собирает пожелания в открытку, продумывает всю церемонию), проводит праздники и вечеринки. Министерство печати и информации ведет летопись класса в фотографиях и текстах, выступает в лицейской радиопередаче «Пятничка» и готовит материалы для школьной газеты «Лицеист». Внутри групп дети выбирают Министров, через них идет вся работа класса. Состав министерств не меняется в течение года, а вот министерские «портфели» передаются группам учащихся один раз в четверть, поэтому ребятам можно попробовать себя в четырех разных ролях, в том числе лидерских.

Театральная студия

Так сложилось, что я не только учитель английского языка и классный руководитель, но и режиссер театральной студии лицея «Пока горит свеча…». Эту работу мы уже много лет выполняем вместе с учителем русского языка и литературы Татьяной Николаевной Чисниковой, организуя сотрудничество двух классных коллективов. В пятом классе на сцену выходит практически весь класс, и это здорово, потому что театр представляет собой уникальное пространство для подростковых проб, дает ребятам массу возможностей реализоваться в разных видах деятельности, а также поддержку, понимание, интересное общение. Модель организации школьной театральной студии можно скачать здесь. Фотографии и видео со спектаклей можно найти в разделе "А помните?" главного меню.

Литературные вечера

Литературные вечера и флэшмоб 9 мая

Именно благодаря Татьяне Николаевне возникла идея проведения литературных вечеров, на которых обязательно исполняются песни композитора Сергея Никитина, поэта Булата Окуджавы, песни Великой Отечественной войны. Уже несколько лет подряд ученики наших классов 8 мая приходят в школу не к восьми, как обычно, а на час раньше – и поют военные песни. Подготовка традиционная: в течение месяца каждый день на большой перемене, песни поем под гитару (я) и баян (Максим, который честно каждый год разучивает одну-две новые песни и скоро заменит меня полностью!)

Клуб истинных леди

Нынешний класс мне достался совершенно замечательный: легкий на подъем, готовый инициировать любые события и поддержать любые идеи. Обратная сторона этой медали – дети очень уж шумные и разговорчивые, особенно девочки. В 6 классе девочки еженедельно собирались на заседания клуба истинных леди под руководством мам – журналиста и психолога Юлии Игоревны Третьяковой и врача Екатерины Рафкетовны Петуховой. Мы обсуждали свои девичьи дела, вели секретный дневничок, осваивали азы вязания и других видов рукоделия, а главное – учились решать любые проблемы, честно и открыто обсуждая все, что нас беспокоит. Думаю, что именно благодаря клубу, мы благополучно избежали проблем седьмого-восьмого класса, когда девочки демонстрируют, мягко говоря, не похвальное поведение и взаимоотношения.

Квесты

Как люди энергичные и любознательные, мы любим разного рода «побегушки». Особенно ночные. Все началось с потрясающего квеста «Египетская ночь» в красноярском краеведческом музее, который проходил практически ночью, после закрытия музея. Представляете, что чувствуют шестиклассники, передвигаясь по темному помещению с фонариками, выполняя задания египетских жрецов и понимая, что в любой момент из-за угла может выскочить страшная мумия!

Восхитившись профессионально сделанным мероприятием, мы с родителями подумали: «А чем мы хуже?» и в середине шестого класса организовали квест-экватор (все-таки пять с половиной лет школы позади, осталось столько же) – ночью. С фонариками. Со сложными, где-то даже опасными заданиями.

Потом последовал Комплексный научный турнир (7 класс), Гуманитарный турнир (для смешанных команд 8-11 классов) и квест-командообразование для вновь образованного инженерного класса.

Материалы для проведения квестов можно найти здесь.

Погружения и интенсивные выездные школы

Мы много ездим – в театры и на елки, в зоопарк и конный клуб, музеи и керлинг-центр, но самое желанное – это долгие поездки (от двух до десяти дней). Вместе с родителями и коллегами мы подготовили и провели два погружения по английскому языку («Остров сокровищ» и «Фильм… Фильм… Фильм!», материалы для проведения погружений здесь), межпредметное погружение «Путешествие на Марс» (физика, химия, английский язык, физическая культура), погружение «Я в этом мире» (интеллектуальные игры + тренинг личностного роста + английский язык), интенсивные школы в селе Кордово Курагинского района Красноярского края (очень скучаем!). Благодаря тому, что класс уже два года носит гордое название инженерно-технологического, мы выезжаем на погружения, организованные университетами города Красноярска включающие занятия по физике, математике, информатике. робототехнике и другим серьезным наукам. Отзывы участников и фотографии можно посмотреть в разделе «Фото и видео».

Всем классным руководителям желаю вдохновения, позитива и реальной помощи от детей и родителей!