Персональный сайт
учителя английского языка
Труфановой Елены Александровны

Изучение букв английского алфавита. Обучение чтению. Копилка приемов и упражнений

На самом деле, выучить латинские буквы довольно просто. Современных детей окружает просто море английских слов: вывески, этикетки, таблички. Кроме того, у каждого ребенка есть сотовый телефон...

Вариант первый (креативный)

Буква

На первом году обучения после устного вводного курса мы заводим альбомы по английскому языку, с помощью которых изучаем буквы без особых временных затрат урочного времени. Три минуты на уроке обводим букву по трафарету простым карандашом, записываем ее название на русском языке и транскрипционный знак для звука, который она передает. Дома раскрашиваем и «оживляем» букву – можно просто нарисовать ручки-ножки-глазки, а можно повнимательнее присмотреться и найти, на что похожа эта буква. Дети создают истинные шедевры: превращают буквы в зверей, птиц, механизмы, дома, инопланетян и т.д., делают это потрясающе остроумно. Вы знали, например, что буква Z похожа на след червяка, который он прогрыз в яблоке?

Я предлагаю ребятам поискать этикетки и упаковки с изучаемыми буквами – они с удовольствием пополняют коллекцию в альбоме вырезанными и наклеенными названиями конфет, гаджетов и др. Многие по своей инициативе начинают искать слова в словаре и заучивают их с помощью родителей или спрашивают у меня, как читается это слово. На мой взгляд, даже то, что они просто копируют слово из словаря в альбом – уже здорово! К середине альбома дети начинают придумывать задания для друзей, например, «найди десять букв W».

При обучении чтению мы пользуемся методов «целых слов», запоминая слово «как картинку», без деления на буквы и объяснения правил чтения. Но у детей возникают вопросы: почему буква Аа звучит как [ei], [æ], [a:]. Я рассказываю им сказки с приключениями, «объясняющие» почему так происходит, а дети в ответ придумывают свои сказки с иллюстрациями. Какие-то из них звучат « в тему», в других приключения букв не имеют никакого отношения к правилам чтения, но в любом случае это акт детского творчества.

В конце учебного года проводится конкурс альбомов с такими, например, номинациями: «самый яркий», «самый оригинальный», «самый аккуратный», «самая большая коллекция слов», «самый добрый», «самая интересная буква К», «забавные человечки», «веселые монстрики», «разноцветный зоопарк», «все у вас впереди».

Вариант второй (вынужденный)

Мы начинаем изучение английского языка с учебника Spotlight2, минуя Starter (устный курс), поэтому вынуждены работать параллельно над накоплением лексики и изучением букв. Уважаемые авторы предлагают для начала следующие слова (стр. 6): муравей, кровать, кошка, собака, яйцо, флаг, стакан, лошадь. Как использовать эти слова в речи, непонятно, поэтому будем играть по-другому.

Выучили буквы А-Н, послушали слова, повторили за диктором, а теперь…

  • Выберите и назовите (стр. 6)
    • живое;
    • стеклянное;
    • съедобное;
    • очень маленькое;
    • пушистое;
    • больше вас.
    На стр. 8 будем выбирать и называть:
    • жидкое;
    • полезное;
    • живое;
    • острое;
    • стеклянное;
    • вкусное;
    • сделанное человеком.
  • Читаем слова следующим порядком:
    • каждое слово читает сначала учитель, потом один из ребят, потом весь класс;
    • учитель – первый ряд – второй ряд – третий ряд;
    • читаем слова по очереди: учитель – класс – учитель – класс. А теперь наоборот: класс – учитель – класс – учитель.
  • Посчитайте, какая буква встречается на этой страницу чаще всего? (пока считали, запомнили графический образ буквы. Почти запомнили).
  • Потренируем соответствия: слово – картинка (делаю несколько вариантов, чтобы не подглядывали у соседей):
    Иллюстрация к п.4
  • Усложняем задачу: выбираем из нескольких вариантов (придется внимательно всмотреться в слово).
    Иллюстрация к п.4
  • И еще внимательнее всматриваемся в слово. Разделите на отдельные слова:

    anthorseeggdogflagglassbedcat

  • И еще: найдите слово в наборе букв и обведите, как в образце:
  • Получаем слова, записанные заглавными буквами – записываем их строчными.
  • Освоив две порции букв и имея графический запас 17 слов, можем выполнить такое задание. На карточке по вертикали написано слово kangaroo. Заполните карточку знакомыми словами по принципу кроссворда. Например, вот так:
  • Пора научиться называть буквы – пригодится, когда дети будут спрашивать: «А как пишется такое-то слово?» Изготавливаем набор карточек, лучше формата А5, удобнее держать в руках, ламинируем.
    • быстро сменяя карточки, показываем всему классу, дети называют буквы;
    • показываем карточки, отвечают по очереди мальчики-девочки;
    • отвечают по рядам: первый-второй-третий. Главное условие – скорость!
    • игра «Сели-встали». Учитель показывает вразброс карточки с буквами, ученики отвечают «по цепочке» сидя. Если ребенок затрудняется с ответом, он встает и стоит до следующего круга вопросов. Правильный ответ дает право сесть.
    • три (четыре, пять – в зависимости от количества изученных букв) ученика выходят к доске, учитель с карточками встает в конце класса. Дети отвечают буквы по очереди, кто ошибся – делает шаг вперед. Кто не сдвинулся с места, получает «пятерку».
  • Пишем буквы на доске. Дети выстраиваются рядами в проходах, каждый ряд получает свой «кусочек доски». Выбегая к доске по очереди, пишем ОДНУ букву (заглавная+строчная), возвращаемся, передаем мел В РУКИ следующему участнику, встаем в конец очереди. По истечении указанного времени ряды садятся на место, начинаем проверку: учитель указывает на букву, дети должны ее хором назвать. Если хор будет нестройный или возникнут варианты: си/эс или джи/джей – считается, что ряд букву не знает, стираем ее с доски. Подсчитываем количество оставшихся у каждого ряда букв. Можно добавлять баллы за аккуратность и красоту!
  • Некоторые буквы дети постоянно путают. Обратим на них внимание. Сначала вспомним-назовем-проанализируем, затем учитель называет одну букву из пары, дети обводят на своих карточках то, что услышали.
    • Aa Ii
    • Ss Cc
    • Dd Bb
    • Gg Jj
    • Tt Ff
    • Uu Yy
    • Hh Nn
  • Учим алфавит.
    • старый добрый вариант – при помощи песенки – очень хорош, но необходимо помнить о том, что если использовать ТОЛЬКО песню, дети заучивают алфавит в ритме песни – и ни за что не смогут произнести его по-другому.
    • работаем в парах. Произносим алфавит хором, в едином ритме, как один человек.
    • работаем в парах. Произносим буквы по очереди, держим ритм – как один человек. Меняемся очередностью.
    • пары объединяются в четверки. Произносим буквы по очереди, по кругу, не нарушая ритма. Как только получится произнести алфавит до конца, выбираем другого «начинальщика».
    • кто хорошо знает алфавит? Выходим к доске, показываем свое умение (если таких ребят несколько, можно воспользоваться предыдущим способом), а потом собираем себе группу «учеников» и работаем с ними в качестве учителя. Алфавит должны знать все!
  • Изучаем буквосочетания.

    Пишу на доску: cake, cheese, juice. Что-то я не поняла: так какой же все-таки звук передает буква Сс? Обязательно находятся дети, которые все проанализируют и расскажут. И еще свои примеры добавят: ice cream, sandwich, biscuit и другие.

    А в русском языке такое бывает, чтобы одна буква передавала разные звуки? Нет? Тогда давайте прочитаем вслух слова: ДОМ и КОД, ПЕЧЬ и ЧТО. Ничего не заметили?

    А бывает в русском языке, чтобы буква никакого звука не передавала? Что вы говорите, мягкий и твердый знак? А другие примеры? (тут же вспомнят непроизносимые согласные). А в английском?

    А бывает, чтобы две буквы передавали один звук? (ну, про удвоенные согласные все слышали! А про сочетание согласная + мягкий знак, возможно, придется напомнить. А еще дарю вам слово «веселиться» Сколько букв передают звук «Ц»?). KITCHEN, SHIP

    А одна буква может передавать два звука? (и это возможность поделиться своими познаниями про буквы Я, Ё Ю, Е). А в английском? BOX, JAM

    Мы любим такие разговоры, вроде бы не имеющие отношения к уроку английского языка, потому что через какое-то время подходит ребенок и приносит коллекцию русских слов, в которых некоторые буквы передают ну совсем другие звуки: с папой всю неделю собирали! Зацепило!

    Как-то раз, изучая тему «Еда», задались вопросом: почему из ПОМИДОРА выжимают ТОМАТНЫЙ сок, а не помидорный. Полезли в интернет, обсудили путешествие Колумба, достали карту мира, ужаснулись продолжительности и опасностям путешествия из Европы в Америку… «Клевый урок! – сказал умный Костя. – Мне очень понравилось. И тебе английский, и география, и история – и все сразу! Почаще бы так!»

  • И еще одно задание – для детей-любителей-анализа. Найдите в каждой строчке лишнюю букву (для учителей – правильные ответы. Правда, иногда дети ТАКОЕ придумывают! И ведь правильно придумывают!).
    Задание Правильные ответы
    O J I Y J, остальные согласные
    U Y E Z Z, остальные гласные
    B F C P F, названия других идут по одному принципу: би, си, пи
    A J K O O, в названиях других букв есть звук ‘эй’
    C J G X J, остальные передают два звука – одновременно или отдельно
    V H J P H, в названиях остальных букв есть звук, который она передает
    L M N B B, остальные идут в алфавите подряд
    C V W В B, у остальных заглавная и строчная пишутся одинаково
    M U W K U, остальные состоят из прямых линий
    A H S X K, остальные симметричны