Персональный сайт
учителя английского языка
Труфановой Елены Александровны

Первые шаги в изучении иностранного языка

И сотворили Школу так, как велел им дьявол.
Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах.
Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все
устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы.
Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности.
Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям.
Он любит говорить - ему приказали молчать.
И тогда дети отбились от рук. Они научились лгать и притворяться, они ищут
приключений, они становятся практичны, самоуверенны и упорны без помощи школы и
даже вопреки ей.
И разрушилась Школа, которая была сотворена по наущению дьявола.

Адольф Ферьер,
швейцарский публицист, начало XX века

Ребенок, как существо эмоциональное, не может быть просто деталью информационной системы. Мы все время говорим, что личность ребенка должна быть в центре образовательного процесса: он должен иметь возможность делать выбор, выражать эмоции, использовать свои сильные стороны. И закладка этого фундамента происходит в начальной школе.

Организация реального общения

Главная задача учителя на уроке иностранного языка – научить общению на этом языке. Уже во втором классе на материале простых фраз возможно осуществление реальной коммуникации между учащимися. Изучая структуру «I’ve got (a dog)» и повторяя одну свою фразу, учащиеся могут объединиться в группы в соответствии с тем, какое животное есть у каждого участника (ребенок может задумать животное самостоятельно, получить изображение на маленькой карточке или мини-игрушку). Кстати, это не так просто, как кажется, например, при проверке может обнаружиться, что у доски стоят две группы, у которых «есть собаки» и один ребенок, упорно утверждающий, что, кроме него, собаки больше ни у кого нет. Фраза «Have you got (a dog)?» позволяет участникам обменяться картинками или набрать как можно больше картинок за ограниченное время, вступая в речевое взаимодействие с разными партнерами. Вопрос «Can I have a dog?» помогает провести игру в магазин, которую дети обожают как в роли «продавца», так и в роли «покупателя». И у ребенка возникает ощущение «Ура! Я! Говорю! По-английски!» И неважно, что с ошибками…

Включение эмоциональной сферы

Не менее важно в начальной школе разрешить и всячески приветствовать выражение детьми своих эмоций. Согласно последним исследованиям успешность человека всего на 20% зависит от уровня развития интеллекта и почти на 80% от эмоционального развития. А это означает, что для гармоничного человека развитие способности контролировать свои эмоции и управлять ими не менее важны, чем развитие кругозора и логики.

Включение эмоциональной сферы

Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом:

  • быстрее включается в образовательный процесс;
  • стрессоустойчив и психологически вынослив;
  • легче принимает решения.

Он способен:

  • мыслить нестандартно;
  • строить контакты со сверстниками и взрослыми;
  • ориентироваться в поведенческих ситуациях;
  • определять и анализировать чувства и поведение, не только свои, но и окружающих людей;
  • проявлять лидерские качества;
  • находить компромиссы в спорных ситуациях.

Многие специалисты считают, что именно обучение иностранному языку оказывает значительное влияние на формирование эмоциональной сферы ребенка, ведь иностранный язык охватывает весь спектр интересов человека (спорт, литература, взаимоотношения, искусство, политика и т.д.), что позволяет этому предмету быть личностно значимым как никакой другой школьный предмет.

Иностранный язык является одним из немногих предметов, который предоставляет широкие возможности для развития эмоционального интеллекта. Обучение иностранному языку и развитие эмоционального интеллекта находятся в отношении взаимовлияния: обучение иностранному языку способствует развитию эмоциональной сферы, а подключение эмоциональной сферы в процессе обучения помогает более успешному его усвоению. Опережающее развитие эмоциональной сферы детей улучшает качество обучения иностранному языку в раннем возрасте.

Безэмоциональное обучение неконкурентоспособно! Три базовые эмоции, которые обязательно должны присутствовать на уроке: радость (снижает тревожность, повышает чувство личностной значимости), интерес (познавательная и творческая активность) и удивление (чувство новизны, готовность к «учебным неожиданностям»).

Младший школьник еще не дорос до научного понимания картины мира. То, что взрослые выражают в науке, он выражает в сказочных сюжетах и связанных с ними эмоциях. Поэтому в начале занятия нужно создавать некую интригу, в русле которой строится все остальные события урока: «Кто украл бутерброд?», «Играем в прятки с привидением», «Что внутри волшебной шляпы?»

И еще на занятии должен быть вызов: «О-о-о, это невероятно трудное задание, как же мы его сможем выполнить?» А потом разбиваем сложную задачу на серию мелких достижимых шагов и – опля! – все получилось. «Йес, мы это сделали! Ах, какие же мы молодцы!» Появляется чувство преодоления, ребенку есть чем гордиться, он видит свои реальные достижения и теперь он может горы своротить, если подходящие найдутся.

Я против соревновательного оценивания маленьких детей «в личном зачете». Дети должны ценить собственную неповторимость и не испытывали желания считать себя хуже или лучше других детей. Соревнования команд – да, здесь можно поговорить о личном вкладе каждого, и мы друг другу, если что, поможем, а личные соревнования демотивируют, заставляют неуверенных в себе детей испытывать деструктивную эмоцию «я не справился, я плохой».

Использование элементов актерского тренинга

«Игра в театр» на уроке английского языка позволяет создать атмосферу радости и уверенности в себе, удерживая при этом такие предметные задачи как, например, отработка произношения или запоминание речевых клише. Можно предложить детям произнести скороговорку, стихотворение и т.д. с разной интонацией, ни разу не повторив эмоцию, или задать настроение на карточках: словами (печально, радостно, угрожающе, с любопытством, с угрозой и т.д.) или столь популярными сейчас картинками-эмодзи.

Стихотворения, заданные наизусть, можно также декламировать в образе. Учащиеся начальной школы любят побыть зайчиками, роботами, инопланетянами, гномиками и т.д., причем на развитие детей хорошо «работает» парный или групповой ответ. Застенчивые дети приобретают уверенность, творческие ребята придумывают интересные образы для всех, лидеры получают возможность «всех построить», не говоря уже о том, что необходимость договориться между собой – это практика общения. Кроме того, если 10-12 человек будут одинаково отвечать одно и то же стихотворение, скучно будет всем, в том числе и отвечающим. А предлагая такой «театр», мы можем быть уверены, что ребята будут с интересом слушать все выступления.

Подобные упражнения способствуют установлению атмосферы психологического комфорта, снятию зажимов и предупреждению манипуляций типа «Я не ответил, потому что переволновался у доски».

В заданном образе можно отрабатывать даже алфавит, предложив воспроизвести его:

  • как прогноз погоды;
  • как комментарий к футбольному матчу;
  • как научную лекцию;
  • как бабушкину сказку;
  • как признание в любви, и т.д.

Кроме преодоления скуки и снятия зажимов, этот прием может приносить практическую пользу для развития навыков понимания текста на слух. Смысл живой речи заключается не только в словах. Интонационная неграмотность мешает развитию навыков аудирования. Убрав значение понятных слов, мы создаем ситуацию, когда дети начинают различать другие смысловые акценты: перечисление, повествование, и т.д.

Подобным же образом можно организовать работу с рядом числительных 1-12 или 1-100. Поскольку последовательность чисел от одного до ста достаточно длинная, можно оформить это в виде диалога: ссора, выбор товара в магазине, спросить дорогу и т.д. Подобные задания вызывают большой интерес и у тех, кто отвечает, и у тех, кто смотрит и слушает. Можно задать детям «тему» на карточках, можно попросить слушающих угадать, о чем был диалог.

Всем учителям знакома ситуация, когда дети, способные громко кричать на перемене, на уроке отвечают еле слышным шепотом. Главная причина этого явления, в первую очередь, неуверенность в себе, но, кроме того, это недостаточность саморегуляции – дети не умеют пользоваться своим речевым аппаратом, не владеют диапазоном громкости. Можно отработать этот навык (говорить громче-тише) на последовательности букв алфавита или чисел, скороговорке, стихотворении. Итак, мы «поднимаем самолет в воздух»: сначала говорим очень тихо, потом наращиваем громкость (учитель помогает, показывая «подъем самолета» рукой). Затем «сажаем самолет» - произносим скороговорку от громкого к тихому. Сразу это сделать трудно: большинство детей не может плавно увеличивать громкость, но после небольшой тренировки получается у всех. Кроме того, это отличная возможность, покричав, немного расслабиться и отдохнуть.

Взаимодействие и согласованность с окружающими

И еще одно упражнение, которое пригождается при отработке фонетических упражнений, стихотворений, считалок. Вся группа начинает произносить текст хором, затем по сигналу учителя (хлопок) ученики замолкают, продолжая проговаривать текст «про себя», по второму хлопку текст опять звучит вслух. Эта игра учит держать внутренний темп и ритм стихотворения, ориентирует на согласованность с окружающими, формирует произносительные навыки и – разнообразит процесс усвоения материала.

Большой популярностью у младших школьников пользуется пение каноном. Во-первых, это очень красиво, и сильно воздействует на эстетические центры детей. Мы долго репетируем, сначала поем в унисон, потом делимся на две группы, потом на три, экспериментируем с очередностью: кто лучший «начинальщик», а кто «продолжальщик», выявляем и назначаем главными в группах тех, кто умеет держать строй, а также темп и ритм. А потом - «Да! Да! Мы сделали это!» - и самооценка взлетает до небес. А потом можно родителям на собрании спеть, раздуваясь от гордости: «Далеко не каждый так сможет, как мы!».

На этапе заучивания скороговорки, стихотворения, последовательности букв алфавита хорошим приемом является разделить детей на пары (это проще) или группы (это интереснее) и попросить произнести заданный фрагмент, называя слова по очереди: «A – big – black – bug – bit – a big – black – bear». Качественно выполнить свою задачу можно только если, дожидаясь своей очереди, все предыдущие слова произносить вместе с остальными. Таким образом, учащиеся не только запоминают текст и тренируют артикуляцию, но и учатся выполнять свою задачу в группе.

Мультисенсорный подход

Так как мы решили на уроках английского языка заниматься настоящей коммуникацией, значит, мы организуем в классе простую реальную жизнь: даем ребенку разнообразные сенсорные впечатления и используем естественное стремление ребенка двигаться и преобразовывать окружающую среду! Ребенок, осваивая жизненное пространство, использует не только буковки и картинки, но и любые другие ресурсы: ему хочется прыгать, петь, отстукивать ритм, рисовать, клеить и т.л. То есть, мультисенсорный подход – это наше!

Мультисенсорный подход

Мы делаем зарядку, двигаемся, объединяемся в пары и группы, подпрыгиваем, исполняя стихотворение, чтобы почувствовать его ритм, двигаемся по всему классу как роботы, распевая песню про роботов. Для второклашек я предпочитаю использовать мягкие игрушки, нежели картинки (за годы работы собралась внушительная коллекция) – именно потому, что игрушки эмоционально гораздо приятнее. Очень много заданий на раскрашивание, дорисовывание, склеивание и прочие craft activities предлагают учебники “Millie”, “Happy Street” и другие. По ходу работы дети могут попросить ножницы или клей, при условии, что используют английские фразы, учитель задает вопросы на иностранном языке, дети используют иностранный язык для представления готового продукта или для взаимодействия групп: слепив себе комнату из пластилина, можно по одному ходить друг к другу «в гости», где «хозяева» проводят экскурсию. На импровизацию в общении очень хорошо выводят обычные настольные игры: «Парные картинки», или «Лото», или «Домино», при условии, что игра идет на иностранном языке. Для детей это нетрудно, так как используется простая лексика и клишированные фразы.

При изучении алфавита опознаем буквы из наждачной бумаги на ощупь. Заучивая стихи, отстукиваем ритм палочками, совершаем движения руками и пальцами (пальчиковые игры), катаем в руках грецкие орехи, колючие шарики для су-джока или шестигранные карандаши. Это чрезвычайно полезно для младших школьников еще и потому, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. Кроме того, пальчиковые игры, манипуляции с мелкими предметами, а также раскрашивание и вырезание снимают физическое и психоэмоциональное напряжение, способствуют развитию концентрации и распределения внимания, подготавливают руку к письму. Кстати, изучая глаголы, можно еще по звукам и шумам определять, что происходит (плеск воды – swim, топот – run, перелистывание страниц - read и т.д.), а также показывать слова пантомимой, чтобы класс угадывал.

Индивидуализация

Мы еще не забыли, что личность ребенка находится в центре? Тогда нужно разрешить детям собственный выбор и приветствовать самовыражение: «выбери и попроси себе игрушку, которую хочется», «раскрась бабочку, как тебе нравится, и опиши ее», «это задание обязательно для всех, а это – по желанию». Создать условия для использования собственного опыта: «На что похожа эта буква?», «На какое русское слово это похоже?», «Кто получил пятерку за знание слов, расскажите, как вам удалось их выучить». И у ребенка возникает ощущение: это моя территория! Я здесь как дома!

И – атмосфера творчества на уроке! Строчка из учебника «Millie” для второго класса: “Five fluffy fish play football with four funny frogs” превращается в “Six little monkeys play basketball with seven yellow giraffes”. Или в «Two brown bears run and jump with nine green frogs” – возможна масса вариантов, главное - придумать, записать и нарисовать. А при этом ребенок начинает понимать структуру предложения и роль каждого слова в нем (ведь одних зверюшек он заменил другими, а числительное - числительным), свое осознание смысла этой фразы зарисовывает, да еще потом прочитает одноклассникам вслух свой текст, а когда проекты вывесят в коридор – внимательно изучит чужие произведения, ревниво сравнивая со своим и испытывая законную гордость оттого, что он так хорошо все нарисовал (или некоторое смущение оттого, что можно было посильнее постараться и сделать более качественно).

Кстати, те, кто бывал в зарубежных школах, рассказывают, что там каждый квадратный сантиметр стен обклеен работами учащихся. Есть стимул сделать красиво – ведь все же увидят, в том числе старшеклассники, - и портить не захочется – сами же делали!

Во втором классе мы заводим альбомы по английскому языку, с помощью которых изучаем буквы без особых временных затрат урочного времени. Три минуты на уроке обводим букву по трафарету простым карандашом, записываем ее название на русском языке и транскрипционный знак для звука, который она передает. Дома раскрашиваем и «оживляем» букву – можно просто нарисовать ручки-ножки-глазки, а можно повнимательнее присмотреться и найти, на что похожа эта буква. Дети создают истинные шедевры: превращают буквы в зверей, птиц, механизмы, дома, инопланетян и т.д., делают это потрясающе остроумно. Вы знали, например, что буква Z похожа на след червяка, который он прогрыз в яблоке?

Я предлагаю ребятам поискать этикетки и упаковки с изучаемыми буквами – они с удовольствием пополняют коллекцию в альбоме вырезанными и наклеенными названиями конфет, гаджетов и др. Многие по своей инициативе начинают искать слова в словаре и заучивают их с помощью родителей или спрашивают у меня, как читается это слово. На мой взгляд, даже то, что они просто копируют слово из словаря в альбом – уже здорово! К середине альбома дети начинают придумывать задания для друзей, например, «найди десять букв W».

При обучении чтению мы пользуемся методов «целых слов», запоминая слово «как картинку», без деления на буквы и объяснения правил чтения. Но у детей возникают вопросы: почему буква Аа звучит как [ei], [æ], [a:]. Я рассказываю им сказки с приключениями, «объясняющие» почему так происходит, а дети в ответ придумывают свои сказки с иллюстрациями. Какие-то из них звучат « в тему», в других приключения букв не имеют никакого отношения к правилам чтения, но в любом случае это акт детского творчества.

Создание пространства рефлексии

В начальной школе дети еще не очень понимают, какая работа считается хорошей, а какая – не очень: «Я же старался. Почему у меня не пятерка?»), поэтому нужна качественная оценка: обсудить критерии и рассмотреть все работы с точки зрения соответствия этим критериям.

Мы обычно прибегаем к обучению оцениванию во время защиты проектов. Для оценки языковых аспектов (грамотности, произношения) у детей еще мало опыта, но оценить оформление или представление проекта они вполне способны. Мы вместе вырабатываем критерии, кратко записываем на доске и – делим обязанности: я оцениваю язык, дети – оформление, презентацию (громкость и четкость, выразительность интонаций, даже позу у доски!). Учимся сначала говорить о хорошем, потом критиковать; хвалить, кстати, гораздо труднее. В процессе оценки чужой работы кое-что понимаем и про свою - то есть, строим механизмы оценивания. У нас практически никогда не возникает вопросов: «За что такая отметка?»

Происходит смена социальных ролей и ребенок на уроке должен иметь возможность побыть не только в традиционной роли ученика, но и эксперта («Оцените работу!»), учителя («У кого уже получился звук, объясните соседу, как его произносить») – и почувствовать себя главным! Обычно ведь дети не имеют права оценивать, это прерогатива учителя. А сейчас Я главный и МЕНЯ все слушаются!

И самое главное. Не требовать от ученика «ты должен усвоить, запомнить, выполнить», а организовать такое пространство, в котором захочется творить, дружить, взаимообогащаться, получать радость от своего труда.