Персональный сайт
учителя английского языка
Труфановой Елены Александровны

Применение элементов актерского тренинга на уроках английского языка

В педагогике подростковый период традиционно считается “сложным”: ученик становится трудно управляемым, плохо реагирует на воспитательные воздействия, резко теряет интерес к учебе, снижается результативность учебной деятельности. А ведущая деятельность подросткового возраста – общение – доставляет множество хлопот учителям, которым хотелось бы, чтобы ребенок сидел тихо и старательно впитывал знания.

Элементы актерского тренинга

Общение на среднестатистическом уроке обычно делится на два вида: партизански-нелегальное общение детей свистящим шепотом или передачей записок и псевдообщение учителя и ученика: задача ученика – ответить то, что учитель и так знает (ответ учащегося должен совпасть с представлениями учителя о правильном ответе), задача учителя – зарегистрировать правильность или неправильность, откорректировать, выставить оценку. В любом случае, участники процесса не воспринимают друг друга как собеседника. Кроме того, как правило, акт коммуникации осуществляется лишь между учителем и говорящим учеником, остальные же отключаются от активного диалога.

В отличие от старшеклассников, подросток не может радоваться обучению без общения. Необходимо создание такой образовательной среды, которая, помимо обслуживания когнитивной сферы, могла реализовать потребность ребенка в общении и обеспечивала бы эмоциональную и творческую составляющую личности подростка.

Один из способов решения этой задачи – применение элементов театральной педагогики, тем более что на уроках иностранного языка целью обучения является именно общение на иностранном языке. Театральная педагогика позволяет опрокинуть привычные стереотипы поведения на уроке (учитель спрашивает – ученик отвечает, все сидят на своих местах в затылок друг другу и высказываются только тогда, когда спросят).

Неправильно думать, что актерский тренинг связан только с разыгрыванием на уроках «диалогов» и сценок; он предполагает развитие внимания, памяти, воображения, речи (громкой, внятной, точно интонированной), мышечной свободы, навыков импровизации, а также общения и взаимодействия. В конечном итоге подросток получает гармоничное и уверенное ощущение себя среди других. Предлагаю подборку упражнений, адаптированных для предметы «Иностранный язык», составленную по материалам следующих книг:

  • С. Гиппиус. Гимнастика чувств (для занятий со студентами актерского факультета театральных вузов). СПб.: "Речь", 2001;
  • А.Ершова, В.Букатов. Возвращение к таланту: педагогам о социоигровом стиле работы. Красноярск, 1999;
  • А.П.Ершова, В.М.Букатов. Режиссура урока общения и поведения учителя. М., «Флинта», 1998.

Подборка упражнений из актерского тренинга для использования на уроках английского языка

Летает - не летает?

Очень распространенная детская игра, которая, тем не менее, отлично развивает внимание и является хорошим средством закрепления изученной лексики. Тема «Животные». Учитель задает вопрос: Can a pig fly? (Летает ли поросенок?) Ученики должны поднять руки, если называется летающее животное и опустить, если предложенное животное не летает, и ответить Yes, it can или No, it can’t. Поднятие руки можно заменить другими сигналами (хлопки, топанье и т.д.) – способ реакции могут предложить сами дети, тогда им будет приятнее работать. Для того чтобы придать игре более провокационный характер, можно, кроме животных, называть и другие слова – Can a pen fly? (Летает ли ручка?) Вариант игры – «Съедобное-несъедобное» (Can you eat a pencil?).

Мячики с числами

Бросая мячик ученику, учитель называет любое число, например, «Twelve!» (12). Тот, кому кинули мячик, должен мгновенно произнести число на единицу больше названного – «Thirteen!» (13). Затем он вновь кидает мячик, назвав новое число – «Seventy-four!» (74). Запрещается, когда кидаешь мячик, называть число, следующее по порядку за тем, которым только что откликнулся. Это, как правило, довольно трудно. Когда два числа произносятся одно за другим в быстром темпе, третье число так и норовит соскочить с языка следующим по порядку. Внимание и рабочая сосредоточенность помогает преодолеть этот рефлекс.

Часы

Практикующие учителя английского языка знают, сколько времени требуется для того, чтобы научить детей распознавать и называть время по часам, тем более, что современные дети, как правило, плохо ориентируются в показаниях часов со стрелками. Это упражнение тренирует навыки аудирования и сосредоточенного внимания и помогает детям представить положение стрелок на часах. Выстраиваем 12 учащихся в круг, 13-й – учитель или ребенок (диспетчер), встает в центр круга. Дети рассчитываются по порядку номеров: они становятся цифрами на циферблате. Диспетчер называет время, например: «It’s five past three» (Пять минут четвертого, дословно: Пять минут после трех). Цифра «3» должна ударить в ладоши, цифра «1» произносит слово «Bang!» (Бам!).

«It’s half past two!» (Половина третьего, дословно: Половина после двух). Цифры «2» и «3» ударяют в ладоши, цифра «6» произносит слово «Bang!».

Алфавит

В начальной школе обязательно изучение алфавита. Если все группа будет просто отвечать алфавит наизусть, скучно будет всем, в том числе и отвечающим. Но можно попробовать рассказывать алфавит в заданном образе:

  • как прогноз погоды;
  • как комментарий к футбольномуу матчу;
  • как научную лекцию;
  • как бабушкину сказку;
  • как признание в любви и т.д.

Какой в этом смысл, кроме преодоления скуки? Смысл живой речи заключается не только в словах. Интонационная неграмотность мешает развитию навыков аудирования. Убрав значение понятных слов, создаем ситуацию, когда дети начинают различать другие смысловые акценты: перечисление, повествование, и т.д.

Подобным же образом можно работать с рядом числительных 1-12 или 1-100. Поскольку ряд от одного до ста достаточно длинный, можно оформить это в виде диалога: ссора, выбор товара в магазине, спросить дорогу и т.д. Подобные задания вызывают большой интерес и у тех, кто отвечает, и у тех, кто смотрит и слушает. Можно задать детям «тему» на карточках, можно попросить слушающих угадать, о чем был диалог.

Озвучить фразу

Иногда требуется для закрепления материала много-много раз произнести одну и ту же фразу, например, это скороговорка для отработки произношения или грамматическое клише для выработки автоматизма. Можно предложить детям произнести фрагмент с разной интонацией, ни разу не повторив настроение (печально, радостно, угрожающе, с любопытством, с угрозой и т.д.), или задать настроение на карточках.

Кстати, стихи, заданные наизусть, можно тоже попросить рассказать в образе. Учащиеся начальной школы любят побыть зайчиками, роботами, инопланетянами, гномиками и т.д., причем на развитие детей хорошо «работает» парный или групповой ответ. Застенчивые дети приобретают уверенность, творческие ребята придумывают интересные образы для всех, лидеры получают возможность «всех построить», не говоря уже о том, что необходимость договориться между собой – это практика общения, то есть прямое попадание в ведущую деятельность подросткового возраста.

Расчлененный текст

На этапе заучивания скороговорки, стихотворения, последовательности букв алфавита хорошим приемом является разделить детей на пары (это проще) или группы (это интереснее) и попросить произнести заданный фрагмент, называя слова по очереди: «A – big – black – bug – bit – a big – black – bear». Хорошо выполнить свою задачу можно только тогда, если, дожидаясь своей очереди, все предыдущие слова произносить вместе с остальными. Таким образом, мы не только запоминаем текст и тренируем артикуляцию, но и учимся выполнять свою задачу в группе.

Видеоскоп

Описание картинки, безусловно, является необходимым видом работы. Но очень скучным. Посадим (или поставим) ребят в круг. Передадим по кругу пять разных картинок с интервалом 5 секунд. Каждый должен рассмотреть картинку, запомнить как можно больше деталей и по сигналу передать картинку дальше. По истечении времени учитель забирает картинки и предлагает описать первую, вторую и т.д. Потом сверим с оригиналами (можно вывести на проектор)

Похожие упражнения на внимание и наблюдательность:

  • Отправляем одного ученика за дверь и предлагаем описать его внешность и одежду.
  • Ставим двух учащихся спиной друг к другу у доски и предлагаем описать их внешность или задать друг другу вопросы (What colour is my shirt? – Какого цвета моя рубашка?)
  • Раскладываем на столе (или выводим на проектор картинку) несколько предметов – ручка, линейка, две книги, пять тетрадей и т.д. Предлагаем «сфотографировать» внутренним взором все предметы. Предлагаем детям отвернуться или закрыть глаза (или меняем картинку на проекторе) и просим рассказать, что изменилось.
  • Ученики выстраиваются полукругом. Один из них внимательно рассматривает группу товарищей, а затем выходит за дверь. В это время ребята меняются местами, можно даже поменяться предметами одежды. Ученик должен рассказать, что изменилось: «N was between M and K. K was wearing glasses» (N стоял между М и К. На К были очки).
  • Один ученик становится у доски спиной к классу. Ему задают вопросы: «How many students are there in the classroom? What colour are the desks?» (Сколько в классе учеников? Какого цвета парты?) и т.д.

Перестройка

Тренируем порядковые числительные, клишированные структуры предложений, а также способность быстро «найти себя среди других».

Делим ребят на две команды и предлагаем командам за ограниченное время встать по росту. (Кстати, это упражнение замечательно «проявляет» лидеров» - тех, кто начинает всех организовывать). Затем в порядке проверки каждый «отчитывается»: I am the first because I am the tallest. I am the second because I am shorter that N. (Я первый, потому что я самый высокий. Я второй, потому что я ниже, чем N).

Другие варианты этого задания:

  • Встать по алфавиту фамилий. My surname is Antonova. I am the first. (Моя фамилия Антонова. Я первая)
  • По алфавиту имен. (Кстати, некоторые дети даже в пятом классе не знают своих полных имен!)
  • Встать по дням рождения: с 1 января до 31 декабря. I am the first because my birthday is on the second of January. (Я первый, потому что мой день рождения второго января).
  • Встать по цвету волос – от самого светлого к самому темному. My hair is darker than N’s. (Мои волосы темнее, чем у N).
  • Встать по времени утреннего подъема. I get up at quarter to seven.

Баранья голова (снежный ком)

Очень известная игра, которая, тем не менее, обладает хорошим эффектом. Предлагаем детям высказываться по очереди. Идея игры заключается в том, что каждый следующий учащийся повторяет слово или фразу, произнесенные предыдущими учащимися, и добавляет к ней еще один элемент.

Тема игры может быть любой:

  • Yesterday I went to the shop and bought… (Вчера я ходил в магазин и купил…)
  • Yesterday I had … for breakfast (Вчера я ел на завтрак…)

Шуточный эффект – и заметное усложнение! – привносится в игру, если учащиеся называют количество «съеденного»: a box of chocolates, five kilos of meat, etc. (коробка конфет, пять килограммов мяса и т.д.)

  • In my bedroom there is …(В моей комнате есть…)
  • In the zoo I saw… (В зоопарке я видел…)

Кто ошибся (перепутал последовательность элементов, пропустил или исказил слово) – объявляется «бараньей головой» и выходит из игры.

После игры можно обсудить результаты с детьми, расспросить победителей о «секрете успеха» и предложить ребятам рациональные способы запоминания.

Взлетаем!

Всем учителям знакома ситуация, когда дети, способные громко кричать на перемене, на уроке отвечают еле слышным шепотом. Главная причина этого явления, в первую очередь, неуверенность в себе, но, кроме того, это недостаточность саморегуляции – дети не умеют пользоваться своим речевым аппаратом, не владеют диапазоном громкости. Можно отработать этот навык (говорить громче-тише) на последовательности букв алфавита или чисел, скороговорке, стихотворении. Итак, мы «поднимаем самолет в воздух»: сначала говорим очень тихо, потом наращиваем громкость (учитель помогает, показывая «подъем самолета» рукой). Затем «сажаем самолет» - произносим скороговорку от громкого к тихому. Сразу это сделать трудно: большинство детей не может плавно увеличивать громкость, но после небольшой тренировки получается всех. Кроме того, это отличная возможность, покричав, немного расслабиться и отдохнуть.

Молчать!

Это упражнение пригождается при отработке фонетических упражнений, стихотворений, считалок. Вся группа начинает произносить текст хором, затем по сигналу учителя (хлопок) ученики замолкают, продолжая проговаривать текст «про себя», по второму хлопку текст опять звучит вслух. Эта игра учит держать внутренний темп и ритм стихотворения, ориентирует на согласованность с окружающими, формирует произносительные навыки и – разнообразит процесс усвоения материала.

Сели-встали

Может быть использовано при опросе, когда дети должны называть предъявляемые им на карточках буквы алфавита. Учащиеся отвечают «по цепочке», сидя. Тот, кто допустил ошибку, встает и стоит до того момента, когда снова подойдет его очередь отвечать, и в случае правильного ответа он имеет возможность сесть. Те, кто «не встали ни разу», получают пятерки, а поскольку все любят пятерки и не любят демонстрировать свою несостоятельность, создается сильный мотив к следующему разу выучить буквы. В более старшем возрасте таким образом можно спрашивать неправильные глаголы.

Найди "коллегу"

Младшеклассники не всегда понимают, что учебная игра – это не повод бесконтрольно веселиться; их нужно специально учить целенаправленно выполнять задание несмотря ни на какие отвлекающие моменты. Второклассникам предлагается мысленно «заиметь» какое-нибудь животное и составить в уме (!) предложение I’ve got a… (У меня есть…) По сигналу учителя ребята встают и ходят по классу, встречаясь друг с другом и озвучивая свою фразу. Те, у кого животные совпали, берутся за руки и дальше ходят вместе. Задача: найти всех «коллег» и собраться в кружок, взявшись за руки, у доски Это не так просто, как кажется, например, при проверке может обнаружиться, что у доски стоят две группы, у которых «есть собаки» и один ребенок, упорно утверждающий, что, кроме него, собаки больше ни у кого нет. Постепенно дети учатся быть более внимательными и менее застенчивыми, но то, что игра им нравится – вне всякого сомнения.

Варианты этой игры придумать легко:

  • My favourite colour (subject, food, etc) is…- (Мой любимый цвет, школьный предмет, блюдо…)
  • My birthday is in summer (spring, etc).- (Мой день рождения летом…)
  • I like reading books (watching TV, cooking, etc). – (Я люблю читать…)

Упражнения на развитие воображения

  • Объяснить марсианину некоторые понятия: What is a car? (Что такое автомобиль)
  • Придумать убедительный ответ на вопрос учителя.
    • Why have you got a monkey in your bag? (Почему у тебя в портфеле обезьяна?)
    • I was walking in the Zoo and the monkey jumped into my bag. (Я гулял по зоопарку, и она запрыгнула мне в портфель).
  • Показать пантомимой одно из слов, записанных на доске, класс угадывает, о чем идет речь.
  • Проделать какое-то действие, как будто… (условие записано на карточке, класс угадывает, что именно пытается продемонстрировать товарищ):
    • You are exhausted. – Вы устали.
    • You have just had some wonderful news. – Вы только что услышали чудесную новость.
    • You are carrying a heavy suitcase. – Вы несете тяжелый чемодан.
    • You are a little child.- Вы маленький ребенок.
    • You are walking on ice. – Вы идете по льду.
    • It is very cold. – Очень холодно.
    • You don’t want to be seen. – Вы не хотели бы, чтобы вас видели.
  • Мои числа. Ученик пишет на доске число, класс угадывает, что оно означает: Is it your birthday? Is it the number of your house? (Это дата твоего рождения? Это номер твоего дома?)
  • К доске выходит ученик с заранее заготовленной «легендой» о себе, которая не должна повторять факты из его реальной биографии. Класс задает ему вопросы, на которые он отвечает. Успех имеет тот, чья биография содержит элементы юмора.
  • Восстановить ситуацию по фразе, записанной на доске (показанной через проектор). Варианты фраз:
    • Oh! – Ой!
    • I’m sorry! – Извините!
    • No! – Нет!
    • Never mind! – Не обращайте внимания!
    • Great! – прекрасно!
    • Thanks! – Спасибо!
    • It’s awful! Let’s ask for our money back! – Это ужасно! Пусть нам вернут наши деньги!
    • You can’t? Well, we’ll just have to manage without. – Ты не можешь? Ну, значит, нам придется обойтись без этого.
    • She is far too big, we’ll never get her in. – Она слишком большая, мы не сможем ее протолкнуть внутрь.
    • I don’t approve, but if you must, you must. – Я этого не одобряю, но если ты должен это сделать, делай.
    • Found it at last? But it’s too late now. – Наконец нашелся? Но уже слишком поздно.
    • I can’t afford to, after what John has done. – Я не могу себе этого позволить после того, что Джон сделал.
    • Just in time! – Как раз вовремя!
    • You should have thought of that before. Nothing I can do now. – Об этом надо было подумать раньше. Теперь я уже ничего не могу сделать.