Персональный сайт
учителя английского языка
Труфановой Елены Александровны

В группе 22 ребенка: Как выжить?

В этом учебном году в нашей школе столкнулись две инструкции: нормы СанПиН, благодаря которым можно набирать классы не более 22 человек, и нормы деления класса на группы для изучения английского языка – 25 и выше. В результате обучаю второй класс (22 ученика) без деления на группы. В этих условиях необыкновенно актуально ввести детей в формат работы, то есть научить их специально заданным формам поведения для урока английского языка.

В любом деле имеет значение не только содержание, но и форма. Именно поэтому армия начинается с формата: как стоять, как ходить,… Вряд ли мы сможем чему-то научиться, если у нас кислые лица, ссутуленные плечи, расслабленные мышцы и общий негативный эмоциональный фон. На уроке нужно все делать бодро и с удовольствием!

Дорогие и уважаемые дети! Даже по тому, как вы стоите в начале урока возле своих парт, можно увидеть, насколько вы готовы работать. Какое у вас тело? Подтянутое, энергичное, бодрое? Какие глаза? Устремленные на учителя? Выражение лица? «Давайте работать» или «Я жду звонка с урока»? А как вы сидите за партой? Растеклись, как лужица киселя, или готовы вскочить искать партнера для общения? Дети, слышите ли вы меня или нужно еще раз повторить?

Наводим порядок

Большое спасибо психологу Николаю Козлову за отличный способ мгновенного наведения тишины. Я молча поднимаю вверх правую руку с поднятым большим пальцем (жест «Во!»), одновременно прижимая указательный палец левой руки к губам (жест «Тссс!»). Все, увидевшие это, должны немедленно сделать то же самое (разговаривать при этом, конечно же, нельзя). Тот, кто последним поднял палец (или вообще не заметил, что происходит), торжественно назначается Почетной Черепашкой Второго (Пятого, Седьмого…) Класса.

И еще один способ мгновенно навести порядок: команда «Стоп! Замри!», услышав которую каждый должен застыть в той позе, в которой услышал команду (рот, естественно, «на замке»). Так, посмотрю, кто себе еще пару не нашел! А что это вы так медленно идете навстречу партнеру? А кто это у нас позволяет себе по-русски говорить? Отомри и работай, как положено!

Собираемся в группы

Собираемся в группы

Групповая работа – самое оптимальное при таком количестве народа. Способы собраться в группы:

  • Трое мальчиков приглашаются к доске. Им предлагается выбрать себе в команду по одной девочке. Вышедшие девочки приглашают мальчиков, те – девочек, и т.д. Этот способ сразу выявляет популярных и непопулярных детей. Последним предлагаем самим выбрать себе команду;
  • «Четверо мальчиков – встаньте! (быстрее всех соображают активные лидеры) Займите четыре угла класса. Четверо девочек – разбегаемся по углам! И еще четверо мальчиков. И еще четверо девочек…» Последними, как правило, остаются сидеть робкие и нерешительные. Их спрашиваем индивидуально: «Какая команда больше нравится? Вперед!»;
  • Робких и нерешительных назначаем лидерами и предлагаем пробежаться по классу и собрать себе команду из N человек. Одноклассники, как правило, не остаются равнодушными и быстренько присоединяются к веселому паровозику;
  • В классах с приблизительно равным количеством мальчиков и девочек хорошо может сработать деление на две команды – по половому признаку. «Сегодня у нас «баттл»: мальчики против девочек. Будем сочинять и исполнять свою песню. Разбежались: мальчики к доске, девочки к шкафу!»;
  • Более сложный вариант: интеграция. Сначала работаем в парах (например, учимся дружно и четко произносить скороговорку), затем пары собираются в четверки, а четверки в восьмерки. Пара (четверка), не нашедшая партнеров, разбивается по одному и присоединяется к тем, кто был быстрее;

Говорим все вместе

Хорошие результаты дает и очень нравится детям работа в режиме «муравейника».

- Например, мне нужно научить детей задавать вопрос «How are you?» (Как твои дела?) и отвечать на него. Лично спросить у каждого? Абсолютно нереально, к тому же, пока работаю с одним, остальные либо тихо умирают от скуки, либо развлекаются как могут. А время идет! Предложить задать вопрос соседу по парте? Ну и кому это интересно? Но стоит разрешить встать с места, ограничить время одной минутой (я обычно торжественно выставляю песочные часы и говорю: «У вас шестьдесят секунд!» - звучит солиднее!) и предложить опросить как можно больше одноклассников, одновременно загибая пальцы – считать, со сколькими удалось встретиться – и занудное упражнение превращается в такое веселье, что в соседнем классе все умирают от зависти и любопытства – с чего такой шум?

- «Какое у вас домашнее животное? Молчите, не отвечайте! Когда можно будет встать, сообщите фразу “I've got a (cat)” каждому из одноклассников. Если у него такое же животное, как у вас, вы беретесь за руки и дальше идете вместе. А потом собираетесь кружочками у доски – все, у кого кошки, у кого собаки и т.д. Русский язык запрещен!». Возможны разные варианты, например, предложить собираться по любимому школьному предмету (название которого предварительно пишется на маленьком листочке) или раздать маленькие изображения домиков, попросить детей их раскрасить и собираться уже по цвету домов.

Говорим все вместе

Самое трудное при этом – убедить детей говорить только по-английски. Хорошо работает напоминание: для чего мы здесь собрались.

- Изучаем тему «Школьные принадлежности». Каждый ребенок получает шесть одинаковых картинок: например, у одного шесть ручек, у другого шесть тетрадок, у третьего шесть портфелей и т.д. Задача: при помощи фразы ”Can I have a …?” поменяться картинками так, чтобы каждый получил набор из шести разных картинок.

- Делим класс на «Продавцов» (у каждого набор картинок-зверюшек разного цвета) и «Покупателей». Проговорили примерный диалог (Hello! – Hello! – Can I have a blue monkey? – Here you are. - Thank you. Good-bye! – Good-bye!). Ограничили время и побежали! Через несколько минут сравниваем результаты – кому сколько удалось «купить» - и меняемся ролями.

И обязательно нужно обсудить, каким образом «чемпионы по покупкам» достигли своих результатов – ведь некоторые просто не видят свободных магазинов и толпятся в очереди!

- Игра «Гости» и «Хозяева» проводится в два этапа. На первом этапе дети в парах должны рассортировать по темам слова, записанные на маленьких карточках, или сложить из отдельных слов ранее изученную скороговорку, или вставить слова в текст и т.д.; при этом у каждой пары материал свой. На втором этапе один ребенок из пары остается на месте (это Хозяин), а второй выходит к доске (это Гость). Гости бегут к другим партам читать слова, скороговорки, тексты и т.д. Как только материал прочитан, Гость становится Хозяином и остается сидеть за партой, а бывший Хозяин становится Гостем и бежит в другой «домик».

Отвечаем молча

Как ни странно, дети тоже устают от шума. Переключиться, отдохнуть – и в то же время оставаться в состоянии рабочей мобилизованности помогают задания показать жестами написанные на карточках фразы (Hello! Good-bye! Thank you! I’m fine. I’m so-so) или поднять цветные карточки, прочитав английские слова.

Экономим время на ответах

Очень досадно бывает на уроке, когда ученик должен отвечать, а он стоит и делает вид, что думает. Драгоценные секунды сливаются в минуты и теряются, теряются… Что можно сделать?

  • Все ученики встают и получают разрешение сесть только после того, как ответят;
  • Режим «Сели-встали» (хорошо работает при проверке знания букв алфавита (учитель показывает карточки с буквами вразброс) или неправильных глаголов (учитель называет глагол по-русски). Ученики отвечают «по цепочке» сидя. Если ребенок затрудняется с ответом, он встает и стоит до следующего круга вопросов. Правильный ответ дает право сесть.

Системная работа над форматом экономит время урока, вырабатывает у детей рабочую мобилизованность, помогает робким детям преодолевать свою застенчивость, формирует позитивный эмоциональный фон (состояние собранности, бодрости) и способствует высокой интенсивности урока.