Персональный сайт
учителя английского языка
Труфановой Елены Александровны

Lapbook “About Myself”

Мои третьеклассники изучают английский уже полтора года. «Почему бы не попробовать систематизировать свои знания?» – подумала я и предложила детям изготовить лэпбук о себе.

Лэпбук – ( от английских слов “lap” – «колено», “book” – «книга») – самодельная интерактивная книжка-раскладушка или папка, в которой собран материал по определенной теме и организован в виде кармашков, конвертиков, книжечек, «гармошек», подвижных деталей и т.д. Дети могут что-то доставать, перекладывать, разворачивать, им очень «потайные места», которые можно открыть, расшнуровать и т.д.

Мы работали четыре (!) урока, «училка» внутри меня дрожала в ужасе: «Рабочее время утекает сквозь пальцы! Мы не изучаем никакого нового материала! Получается урок технологии или изо вместо английского!», а я ее успокаивала: «Зато пока дети придумывают и пишут – запомнят слова и структуры. Зато они стремятся как можно больше слов использовать. Зато креативность зашкаливает! Зато все делают САМИ (без домашней помощи пап и мам с их ОЧЕНЬ умелыми руками и богатой фантазией! – и каждого ребенка видно!). Зато эмоции плещут во все стороны! Зато… » Ну давайте уже по порядку.

На первом уроке показала, как выглядит лэпбук, предупредив, что особенно не старалась при его изготовлении, и заверив детей, что у них-то все получится лучше и красивее. Записали в дневник слово «лэпбук», чтобы подсмотреть в интернете всякие «фишечки». Обсудили и записали на доску, какую информацию (речевые структуры) мы можем использовать в своей работе. Получилось довольно много:

  • My name is …
  • My surname is …
  • I am (возраст).
  • I am in year 3.
  • I’ve got…
  • I like…
  • I can…
  • My favourite food…
  • My favourite colour is // My favourite colours are…
  • My favourite fruit is // My favourite fruit are…
  • My favourite drink is // My favourite drinks are…
  • My favourite day is // My favourite days are…
  • My favourite subject is // My favourite subjects are…

В предыдущем разделе, изучая тему «Школа», мы изготовили расписание своей мечты. В лэпбук его! Ведь выбор любимых предметов тоже отражает личность, не так ли?

Кроме того, мы вместе выработали критерии оценивания: что такое хороший лэпбук? Дети предложили следующие критерии: грамотность (а чтобы ее обеспечить, нужно попросить Е.А. проверить черновик, внимательно с него переписать, проверить не семь раз, а восемь), красота (сделать ярко+аккуратно) и интересно (разнообразные способы организации материала: кармашки, книжечки, раскладушки, конвертики и т.д.).

После обсуждения дети получили бланки, в которые нужно было вписать информацию о себе, и задание к следующему уроку: сделать черновик текста и макет лэпбука (сложить лист бумаги А4, продумать и записать расположение элементов, сочинить разные «фишечки»); принести цветную бумагу, ножницы, клей, карандаши и фломастеры.

Два следующих урока, после проверки черновиков, дети с упоением резали-клеили-писали и непрерывно обращались за помощью: «У меня не получается отрезать ровно», «А как сложить лист гармошкой?», «А как вы сделали книжечку? Я хочу такую же!», «А можно не рисовать картинки, а вырезать из тетрадки?» (незадолго до этого мы повторяли глаголы и дети получили задание в виде пиктограмм). И я внутренне порадовалась своему твердому решению ничего не давать домой, пусть попыхтят сами: может, научатся и складывать, и резать, и книжечки делать! Между уроками полуфабрикаты лэпбуков находились в кабинете английского языка, но некоторые дети, конечно же, приносили заготовки из дома. Ну и пусть! Хорошо, что они жили этим проектом и помнили о чем целых две недели!

На четвертом уроке у разных детей лэпбуки были готовы в разное время. И мы сделали так. Первый закончивший лэпбук ребенок показывал готовый продукт мне и рассказывал о себе. Затем он становился экспертом и слушал следующего приготовившегося – в результате все собрались в одну кучу, рассматривали работы друг друга, гордо (или смущенно) показывали и рассказывали.

Для моей, учительской, оценки я составила такую таблицу, которая отражает как информационную насыщенность (можно просто ставить плюсики при наличии того или иного раздела, а можно считать количество слов или фраз – грамотно написанных, конечно же!), так и красоту, и «интересность».

Таблица_1

И я не поскупилась на дополнительные пятерки за:

  • отражение абсолютно всех тематических разделов (странно, но таких было не так уж и много);
  • максимальное количество кармашков, тайничков и др.;
  • аккуратность и красоту;
  • необычное дизайнерское решение;
  • разнообразие использованных материалов;
  • дополнительную информацию, не предусмотренную черновиком-заготовкой.

Детям чрезвычайно понравился процесс и результат, а я могу гордиться тем, что третьеклассники построили полноценное МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ!