Персональный сайт
учителя английского языка
Труфановой Елены Александровны

Рабочая программа по внеучебной деятельности «Клуб интеллектуальных игр»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб интеллектуальных игр» на 2016/2017 учебный год составлена с учетом следующих нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Решение рабочей группы по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях края от 03.02.20011.
  • Приказ министерства образования и науки Красноярского края от 07.10.2011 № 195-04/2 «Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае» (утвержден план мероприятий).
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196.
  • Санитарно – эпидемиологические правила (СанПиН 2.2.2.1178-02) «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189.
  • Устав МАОУ «Лицей №102» г. Железногорска Красноярского края.
  • Образовательная программа лицея на 2016/2017 год.
  • Программа развития школы на 2015/2020 год.

Все здоровые люди (как взрослые, так и дети), обладают познавательной потребностью. Это потребность в накоплении и систематизации новых сведений, а также в исследовании и поиске новых знаний, включающая умственную активность и удовольствие от умственного напряжения. Необходима организация среды, которая стимулировала бы любознательность ребят, давала возможность для ее удовлетворения и учила бы учиться: определять учебную задачу, владеть своим вниманием, рационально использовать возможности памяти и т.д.

Программа предназначена для проведения занятий в клубе интеллектуальных игр и основывается на игре «Что? Где? Когда?» и сопутствующих ей играх, а также предполагает подготовку к участию в предметных конкурсах и олимпиадах, таких как «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Уникум» и т.д. Программа состоит из теоретических, практических и игровых занятий и рассчитана на учащихся от 11 лет. Клуб интеллектуальных игр «ЧГК» - это особое пространство, позволяющее заполнить свободное время школьников педагогически целесообразной деятельностью, отвлечь их от различных негативных факторов современной жизни. Программа клуба предусматривает командные игры и, следовательно, позволяет научиться искусству диалога, формирует атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

Цель программы:

Создание развивающей и воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию интеллектуальных интересов учащихся, формирование у учащихся позитивного отношения к интеллектуальной деятельности как к базовой ценности нашего общества.

Задачи программы:

  • Развитие у учащихся навыков мышления, а именно:
    • АНАЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, предполагающего владение следующими мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация, умозаключение.
    • КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ (умение представить сложную задачу как совокупность простых действий, оценивать ресурсы и время необходимое для ее решения; способность добиваться целей на основании имеющихся средств в доступном для реализации качестве)
    • КРЕАТИВНОГО (ТВОРЧЕСКОГО) МЫШЛЕНИЯ (умение комбинировать информацию необычными способами, видеть обычные ситуации в новом свете, уходить от привычных способов ассоциирования информации; исследовать все возможные пути решения проблемы).
    • КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (оценка достоверности, точности или ценности полученной информации, способность находить причины и альтернативные точки зрения).
  • Расширение общей эрудиции учащихся.
  • Обучение умению принимать решение в критических ситуациях.
  • Формирование позитивного отношения к интеллектуальной деятельности как базовой ценности нашего общества.
  • Совершенствование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
  • Развитие умения приобретать информацию из различных источников, привитие любви к работе с книгой и другими источниками знаний.
  • Формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Основные принципы программы:

  • Включение ребят в активную деятельность.
  • Сотрудничество.
  • Ориентация обучающихся на общечеловеческие культурные ценности.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Предполагаемые результаты:

  • Осознание учащимися ценности «интеллектуального багажа», приобретение ими смысла своего учения.
  • Готовность и способность учащихся к саморазвитию.
  • Умение работать с разными источниками информации.
  • Умение добывать новое знание на основе имеющейся информации.
  • Умение принимать окружающих, терпеливое и дружелюбное отношение к товарищам, сформированная культура ведения дискуссии, уважение чужого мнения, умение находить выход из конфликтных и спорных ситуаций.
  • Расширение словарного запаса, повышение общей эрудиции.

В ходе работы проводятся следующие мероприятия:

Название деятельности Часы занятий
1. Теоретические занятия. 4
2. Практические занятия (отборочные игры). Могут варьироваться в зависимости от возраста и уровня подготовки детей. 24
3. Финальные игры. 4
4. Игры родителей на базе вопросов, заданных детьми. 2

Календарно-тематическое планирование:

Дата Тема Предполагаемый результат деятельности
1 четверть
1. Что такое интеллектуальная игра? Алгоритм поиска ответов. Ознакомление учащихся с основными принципами работы интеллектуального клуба, деление на команды. Отработка умений видеть в вопросе ключевое слово, организовать минуту обсуждения, четко формулировать ответ, комбинировать информацию необычными способами, видеть обычные ситуации в новом свете, оценивать ценность полученной информации, способность находить причины и альтернативные точки зрения. Формирование позитивного отношения к интеллектуальной деятельности как базовой ценности нашего общества.
2. Игра «Брейн-ринг». Подбор команд и отработка взаимодействия в них. Развитие умения строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, воспитание доброжелательности, умения принимать окружающих, формирование и развитие коммуникативных навыков, культуры ведения дискуссии, воспитание осознания своей ответственности за благополучие команды. Отработка умений исследовать все возможные пути решения проблемы, уходить от привычных способов ассоциирования информации.
3. Вопрос – основа игры. Правила создания вопросов. Ознакомление учащихся с основными требованиями к составлению вопросов: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, четкий источник информации, нахождение необычного в обычном. Воспитание ценностного отношения к окружающему миру.
4. Игра «Веришь – не веришь». Формирование позитивного отношения к интеллектуальной деятельности как базовой ценности нашего общества. Отработка умения оценивать достоверность полученной информации и быстро реагировать в ситуации цейтнота.
5. Источники информации для создания вопросов. Формирование позитивного отношения к интеллектуальной деятельности как базовой ценности нашего общества. Отработка умений пользоваться различными источниками информации, оценивать ее достоверность, формулировать вопрос на основе найденных данных. Воспитание ценностного отношения к окружающему миру.
6. Игра «Навуходоносор» («Наборщик») Расширение словарного запаса. Отработка умения комбинировать информацию. Стимулирование осознания учащимися необходимости пополнения знаний.
7. Брейн-ринг. Отработка игры в шестерках. Подбор шестерок и отработка взаимодействия в них. Развитие умения строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, воспитание доброжелательности, умения принимать окружающих, формирование и развитие коммуникативных навыков, культуры ведения дискуссии, воспитание осознания своей ответственности за благополучие команды.
8. Финальная игра четверти. Формирование позитивного отношения к интеллектуальной деятельности как базовой ценности нашего общества. Формирование положительной самооценки. Развитие умения строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, коммуникативных навыков, культуры ведения дискуссии, воспитание осознания своей ответственности за благополучие команды.
2 четверть
9. Распределение командных ролей. Ознакомление учащихся с основными принципами игры в команде: непрерывность обсуждения, слушание друг друга, необходимость высказывания всех мыслей, пришедших за игровым столом, выбор игрока для дачи ответ, функции капитана. Формирование умения принимать решение в критических ситуациях, терпеливого и дружелюбного отношения к товарищам, культуры ведения дискуссии, уважения чужого мнения, умения находить выход из конфликтных и спорных ситуаций.
10. Игра «Надуваловка». Расширение словарного запаса. Отработка умения комбинировать информацию и строить словарную статью. Развитие интуиции. Формирование умения строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, воспитание осознания своей ответственности за благополучие команды.
11. Игра «Полиглот» лексический. Отработка умений уходить от привычных способов ассоциирования информации. Воспитание ценностного отношения к родному языку, расширение словарного запаса.
12. Брейн-ринг. Отработка игры в тройках. Подбор троек и отработка взаимодействия в них. Развитие умения строить продуктивное сотрудничество со сверстниками. Отработка умений организовать минуту обсуждения, четко формулировать ответ, комбинировать информацию необычными способами, оценивать ценность полученной информации.
13. Игра «Шляпа» Отработка умений давать определения словам, использовать синонимы и антонимы, расширение словарного запаса. Развитие ассоциативного мышления и быстроты реакции. Развитие навыков взаимодействия и взаимопонимания со сверстниками. Воспитание ценностного отношения к родному языку.
14. Игра с родителями на детские вопросы. Отработка умений учащихся создавать интересные вопросы в соответствии с требованиями: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, четкий источник информации, нахождение необычного в обычном. Формирование позитивного отношения к интеллектуальной деятельности как базовой ценности нашего общества. Создание ситуации успеха для детей; предоставление родителям и детям повода для гордости друг за друга.
15. Финальная игра четверти. Формирование позитивного отношения к интеллектуальной деятельности как базовой ценности нашего общества. Формирование положительной самооценки. Развитие умения строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, коммуникативных навыков, культуры ведения дискуссии, воспитание осознания своей ответственности за благополучие команды.
3 четверть
16. Брейн-ринг в тройках. Подбор троек и отработка взаимодействия в них. Формирование и развитие коммуникативных навыков, культуры ведения дискуссии, воспитание осознания своей ответственности за благополучие команды. Отработка умений «мозгового штурма».
17. Брейн-ринг в шестерках. Подбор шестерок и отработка взаимодействия в них. Развитие умения строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, отработка навыков «мозгового штурма». Развитие умения слышать друг друга, воспитание лидерских качеств в капитанах.
18. Игра «Перевертыши». Формирование позитивного отношения к интеллектуальной деятельности как базовой ценности нашего общества. Расширение словарного запаса, подбор синонимов и антонимов. Отработка умения комбинировать информацию.
19. Игра «Натворды и филворды» Расширение словарного запаса, отработка умения анализировать состав слова, развитие ассоциативного мышления, преодоление стереотипности мышления. Формирование и развитие коммуникативных навыков.
20. Игра «Реалии». Формирование позитивного отношения к интеллектуальной деятельности как базовой ценности нашего общества. Отработка умений видеть в вопросе ключевое слово, развитие быстроты реакции, критичности мышления, способности идти на разумный риск.
21. Игра «Эрудит-лото». Развитие умения выбирать правильный ответ из предложенных, видеть заведомо неправильные ответы, избегать «ловушек». Формирование культуры ведения дискуссии, развитие быстроты реакции и критичности мышления.
22. Игра «Он и она» Отработка умений видеть в вопросе ключевое слово, уходить от привычных способов ассоциирования информации; исследовать все возможные пути решения проблемы, оценивать ценность полученной информации.
23. Игра «Каждому свое» Отработка командного взаимодействия. Расширение словарного запаса. Развитие ассоциативного мышления. Формирование коммуникативных навыков.
24. Брейн-ринг в шестерках. Отработка командного взаимодействия. Развитие умения строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, воспитание доброжелательности, умения принимать окружающих, формирование и развитие коммуникативных навыков, культуры ведения дискуссии, воспитание осознания своей ответственности за благополучие команды.
25. Финальная игра четверти. Формирование позитивного отношения к интеллектуальной деятельности как базовой ценности нашего общества. Формирование положительной самооценки. Развитие умения строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, коммуникативных навыков, культуры ведения дискуссии, воспитание осознания своей ответственности за благополучие команды.
4 четверть
26. Игра «Полиглот» фразеологический. Отработка умений уходить от привычных способов ассоциирования информации; исследовать все возможные пути решения проблемы, способность находить причины и альтернативные точки зрения. Воспитание ценностного отношения к родному языку, расширение словарного запаса.
27. Игра «Данетки». Развитие нестандартного мышления, отработка умений уходить от привычных способов ассоциирования информации и способности видеть обычные ситуации в новом свете, четко формулировать вопрос, способность находить альтернативные точки зрения.
28. Игра «Веришь – не веришь». Отработка умения оценивать достоверность полученной информации и быстро реагировать в ситуации цейтнота.
29. Брейн-ринг. Отработка игры в тройках. Подбор троек и отработка взаимодействия в них. Развитие умения строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, воспитание коммуникативной культуры. Развитие навыков мозгового штурма.
30. Игра «Утюг» («Соседка»). Отработка умений мыслить нестандартно, исследовать разные пути ассоциирования информации, способность находить альтернативные точки зрения. Воспитание ценностного отношения к родному языку, расширение словарного запаса.
31. Брейн-ринг. Отработка игры в шестерках. Подбор шестерок и отработка взаимодействия в них. Формирование и развитие коммуникативных навыков, воспитание осознания своей ответственности за благополучие команды. Развитие умения «держать форму вопроса».
32. Игра «Эрудит-лото». Отработка умений видеть в вопросе ключевое слово, видеть обычные ситуации в новом свете, уходить от привычных способов ассоциирования информации; исследовать все возможные пути решения проблемы, оценивать ценность полученной информации, способность находить причины и альтернативные точки зрения.
33. Игра с родителями на детские вопросы. Отработка умений учащихся создавать интересные вопросы в соответствии с требованиями: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, четкий источник информации, нахождение необычного в обычном. Формирование позитивного отношения к интеллектуальной деятельности как базовой ценности нашего общества. Создание ситуации успеха для детей; предоставление родителям и детям повода для гордости друг за друга.
34. Финал года. Формирование позитивного отношения к интеллектуальной деятельности как базовой ценности нашего общества. Формирование положительной самооценки. Развитие умения строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, коммуникативных навыков, культуры ведения дискуссии, воспитание осознания своей ответственности за благополучие команды.

Список игр

  • Брейн-ринг;
  • Веришь - не веришь;
  • Пентагон (Реалии);
  • Полиглот Лексический;
  • Полиглот Фразеологический;
  • Эрудит-лото;
  • Надуваловка;
  • Шляпа;
  • Каждому свое;
  • География;
  • Перевертыши;
  • Соседка (Утюг);
  • Он и Она;
  • Фразы;
  • Данетки;
  • Игры со словами:
    • Навуходоносор (Наборщик);
    • Анаграммы;
    • Метаграммы;
    • Логогрифы;
    • Тавтограммы;
    • Конструирование слов;
    • Натворды;
    • Омонимы.

Литература

  • Федин С. Лучшие игры со словами. М., Айрис Пресс, Рольф, 1999.
  • Левин Б. «Что? Где? Когда» для чайников. Донецк, Сталкер. 1999
  • Баландин Б. 10 000 вопросов для очень умных. М., Рипол-классик, 2007.
  • Баландин Б. 1001 вопрос для очень умных с подсказками для остальных. М., Рипол-классик, 2001.
  • Анашина Н.Ю. Энциклопедия интеллектуальных игр. Ярославль, Академия развития. 2006.
  • Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. Москва, Аст-пресс. 1999
  • Шаульская Н.А. Поиграем в эрудитов? Ростов-на-Дону, Феникс. 2005.
  • Анашина Н.Ю., Курбанок Г.С., Мельниченко И.В. Гимнастика ума. Книга для будущих миллионеров. Ростов-на-Дону, Феникс. 2004.
  • Деркач О., Быков В. Как увеличить свой IQ. М., Аст-пресс.2004
  • Деркач О., Быков В. 1000 заданий на смекалку. М., Аст-пресс СКД. 2006
  • Деркач О., Быков В. Домашние телеигры. М., Аст-пресс. 2006
  • Хайчин Ю. TVоя игра. М., Гранд. 2000
  • Тюрикова И., Пехлецкий С. и др. Своя игра. Серия книг. М., ТЕРРА- Книжный клуб, 2000
  • Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. СПб., Питер, 2013
  • Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. Вопросы к олимпиаде. М., Владос-пресс. 2001
  • Мандель Б. Телевикторины. Шпаргалка для знатоков. 1000 вопросов – 1000 ответов. М., Гелеос. 2008