Персональный сайт
учителя английского языка
Труфановой Елены Александровны

Клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда» как средство формирования ключевых компетенций в условиях реализации ФГОС

Анализируя результаты международных предметных олимпиад школьников, эксперты делают выводы: главный дефицит наших ребят – в областях активного применения знаний. Отечественная методическая традиция «нарешивания» задач приводит к развитию у детей умения воспроизводить стандартные пути мышления. Они плохо справляются с заданиями, которые требуют описания хода мысли (рассуждения), теряются там, где требуется межпредметная интеграция, то есть непонятно, к какому именно предмету относится вопрос. Практически все дети «плывут» в ситуационных задачах, где структура упрятана в жизненные контексты.

За круглым столом

Таким образом, чтобы вписаться в мировое сообщество, нужны новые задания, для решения которых надо «себя показать»: рискнуть, догадаться, положиться на интуицию. В рамках школьной программы, где мы все готовимся к ЕГЭ в формате тестов, это сделать достаточно затруднительно, но в условиях новых ФГОСов можно вывести решение этих задач на внеурочную деятельность. Предлагаю систему работы Клуба интеллектуальных игр «Что? Где? Когда».

Клуб организован на базе одного класса. Занятия проходят еженедельно, в конце каждой четверти – финальная игра. Каждое занятие идет в зачет, т.е. каждый участник получает столько баллов, сколько заработала его команда. На каждое занятие команды формируются заново, количество игроков в команде разное – от двух до шести, иногда работаем индивидуально.

«Ассортимент» игр довольно разнообразен, это традиционные для клубок ЧГК игры «Брейн-ринг», «Веришь – не веришь», «Перевертыши», «Надуваловка», «Шароиды», «Реалии», а также разнообразные игры со словами. Базовая игра, наше «ноу-хау» - несколько модифицированный брейн-ринг. Играет несколько команд по 6 человек, вопрос звучит для всех команд сразу, . По истечении минуты команда № 1 отвечает на вопрос. Если ответ верный, команда № 1 получает столько очков, сколько в зале команд. В случае неправильного ответа слово передается команде № 2. Если она отвечает правильно, то получает на одно очко меньше. В случае неправильного ответа право отвечать передается команде № 3 и так далее. В следующем раунде право первого ответа принадлежит команде № 2. Для начинающих игроков мы используем именно такой формат, без «волчка» или других средств случайного выбора вопроса, давая ведущему возможность немножко регулировать счет, чтобы не «ронять» самооценку более слабой команде. С 8 класса начинаем играть «с кнопкой».

После каждой игры капитаны проставляют на листе количество баллов, заработанных каждым членом команды. Баллы подсчитываются, и в Excel’е выводится рейтинг, который постоянно висит в классе. В финал, который проводится в конце четверти, выходят 12 лучших игроков.

С шестого класса вход на игру «платный» - участники приносят вопрос с ответом и указанием источника информации (конечно же, проводились специальные занятия, посвященные умению задать вопрос). За хорошие вопросы можно получить дополнительные баллы - от одного до десяти баллов – в зависимости от качества. Эта система позволяет «не выпадать» из игры часто болеющим ребятам и тем, кто не сумел «вписаться» в сильную команду, а играть очень хочет.

Финальная игра – одно из самых ярких событий конца четверти. Приглашаются родители и другие болельщики, которые так же активно, как команды, обсуждают вопросы. В 5-7 классах финальная игра идет в формате модифицированного «Брейн-ринга»: играют две команды, вопрос задается двум командам одновременно, отвечают по очереди, набирают от 0 до 2 очков за один вопрос. Родители и другие болельщики тоже активно обсуждают вопросы, и по окончании игры взрослые гордо отчитываются: «Мы ответили на 5 (7, 10) вопросов!», забывая о том, что соревновались с пятиклассниками! В конце финальной игры каждый участник, независимо от результата, награждается призом в виде совы, так как в финал выходят лучшие игроки четверти; призы изготавливают родители, которые высоко ценят наличие в классе клуба интеллектуальных игр и получают большое удовольствие как от игры, так и процесса изготовления сов.

В дополнение к еженедельным играм и ежечетвертным финалам у нас появилась игра с родителями на детские вопросы – те самые, которые дети приносят «на вход» или «на поднятие рейтинга». Некоторые формулировки, правда, приходится корректировать (впрочем, и в телевизионном ЧГК для этого существует редакторская группа!), но обе стороны получают большое удовольствие от процесса. И если первая игра закончилась со счетом 9:18 в пользу детей, то уже во второй игре счет был равный. По окончании игры сов, изготовленных детьми, получают игравшие родители, а также автор лучшего вопроса (приз от ведущего).

А теперь важные комментарии

О вопросах. Подавляющее большинство вопросов составлено по принципам классической игры «Что? Где? Когда?», согласно которой требуется не механическое применение своих знаний, а «добыча» их на основе имеющегося у игроков интеллектуального багажа (знания школьной программы, прочитанные книги, жизненный опыт и т.д.). В некоторых случаях информация для ответа заключена в формулировке самого вопроса.

Уже через 5-6 занятий ребята перестают возмущаться: «А почему это у других команд вопросы легче, чем у нас?». Все ответы игроков во время игры комментируются ведущим, чтобы показать пути, как можно было прийти в правильному ответу. И если команда не отвечает на вопрос, это не значит, что вопрос был слишком трудный, это команда недоработала.

Умению задать вопрос нужно специально учить. Мы посвятили этому ряд занятий: анализировали уже «игравшие» вопросы на предмет структуры, затем, на основе текстов, насыщенных фактической информацией, составляли вопросы, которые, разумеется, оценивались.

Пришлось, конечно, пройти стадию вопросов из книг или интернета, особенно если составить вопросы помогали родители. Но готовые вопросы сразу видно, тем более, кто у меня за много лет скопилась большая коллекция книг об интеллектуальных играх.

О минуте обсуждения. В ходе игры в условиях цейтнота нужно найти правильный ответ на вопрос, а для этого требуются различные навыки: выслушать вопрос, высказать версии, сформулировать и произнести ответ.

Подросткам, как правило, трудно сосредоточенно выслушать вопрос, ведь хочется тут же обсудить происходящее и поделиться эмоциями! Научить слушать вопросы очень легко: для этого нужно не поддаваться на просьбы повторить вопрос. Теряя баллы, участники быстро учатся сосредоточенности, а через некоторое время понимают необходимость записи информации.

Снеумением вести мозговой штурм связана одна любопытная закономерность: чем менее опытны игроки, тем меньше времени им требуется на обсуждение. Новичкам, как правило, минуты слишком много. Они либо называют ответ сразу же, если знают или им кажется, что они знают, или смотрят на самого умного: уж если он не знает, то остальные и подавно. Для того чтобы фонтанировать версиями, нужно специально учиться.

Отвечает один знаток

На занятиях мы смотрели видео, как обсуждают вопрос команды элитарного клуба, и проводили особые тренировки умений мозгового штурма, когда работала одна команда, предлагая как можно больше версий в ответ на поставленный вопрос, без обсуждения их правильности или неправильности, а остальные команды оценивали работу: считали, сколько версий было всего, и кто из игроков был самым продуктивным. Работа велась более над раскрепощенностью игроков, нежели над развитием их мышления.

В клубе есть правило: «Отвечает один знаток». Если товарищи начинают подсказывать, выдавать другую версию в процессе ответа, право ответа переходит к команде соперников. Таким образом, отвечающий берет на себя всю ответственность за результат, а остальные игроки учатся сдерживать свои импульсивные реакции. На первых порах не обходится без конфликтов, зато потом зрители-педагоги удивляются: как это возможно, чтобы пятиклассники сидели так тихо, работали так продуктивно, и давали возможность ответить одному!

О капитанах. Их начинаем выращивать с первых дней работы клуба. Во-первых, они естественным образом нужны на первых порах для поддержания дисциплины. «Капитаны, наведите порядок в своих командах!» - ведущему очень удобно делегировать ответственность другим людям. В функции капитана входит выслушать и оценить все версии, выбрать наиболее правдоподобную и, соответственно, игрока, который будет отвечать. Это не так просто, потому что на первых занятиях ребята просто тянут руки: «Я! Я знаю! Спросите меня!». Кроме того, капитан отвечает за моральный дух в команде и за то, чтобы игроки отвечали на тот вопрос, который задавали (держать форму вопроса).

О мотивации. Клуб «ЧГК» - дело абсолютно добровольное, но при этом в течение трех лет клуб стабильно посещают 15-20 человек. Живейший интерес ребят вызывает рейтинг, который появляется на следующий день после очередной игры: кто попадает в финал, кто «вылетел», как исправить ситуацию и т.д., потому что каждый втайне мечтает собрать самую полную коллекцию сов.

Об эмоциях. Игроки-подростки в ходе игры учатся понимать, что «разборы полетов» нужно отложить на «после игры», а сейчас надо слушать вопросы и ни на секунду не выпадать из процесса. А это тоже важное умение: оставлять все критические замечания на потом. А до конца игры, как правило, ребята уже и остыть успевают. Особенно, если выиграли. Бесспорно, ребят нужно учить проигрывать, то есть, с уважением относиться к достижениям других и в случае поражения вести себя достойно.

Для подведения теоретической базы в свете новых ФГОС предлагаю рабочую программу.