Персональный сайт
учителя английского языка
Труфановой Елены Александровны

Муниципальный конкурс учитель «Учитель года». Эссе.

Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра.
(Джон Дьюи)

Сколько работаю в школе, столько школа переживает бесконечные реформы. Для чего они? Хочется, чтобы образование успевало за теми изменениями, которые происходят в обществе, мы ведь здесь наше будущее выращиваем. Учителя, конечно, ворчат, по привычке: только-только приспособились к одним условиям, накопили каких-то наработок – и нужно снова меняться!

Вот атлас новых профессий Сколково. Наши дети и внуки будут работать… Кем? Мы даже названий таких представить себе не можем! Уже сейчас, приходя в вуз, дети слышат: «Забудьте все, чему вас учили в школе». Этот же текст им произносят на их первом месте работы. Сумма знаний, накопленных человечеством, удваивается уже каждые …? Страшно сказать, с какой частотой она в последнее время удваивается.

«Отменяем зуны!», «Даешь компетентности!», «Давайте с детьми играть, развивать творческие способности, умение генерировать идеи, собирать команду» - и так далее. Здорово! Всем хорошо и весело! А потом – бац! – ВПР, ГИА. ЕГЭ.

Как найти эту золотую середину, этот баланс между фундаментом (знания, умения, навыки) и надстройкой (творчество, коммуникация, саморегуляция)? А может быть, первично именно творчество, коммуникация и осознание собственных ресурсов и дефицитов? (Хорошо вам, Елена Александровна, рассуждать, у вас не все дети должны на ЕГЭ идти ).

Может быть, нужно не предмет преподавать, а строить личность? Как в медицине: «Хороший врач лечит не болезнь, а больного». Передо мной ребенок со своими задатками, талантами, потребностями, проблемами… Помочь ему увидеть себя: «Ребенок, ты прекрасно умеешь делать вот это, вот это и вот это! А вот здесь пока не получается – давай вместе подумаем, что можно сделать».

Для меня, наверно, ключевой момент – создание мотивации. Я преподаю английский язык. Дети, давайте общаться! Сразу же, с первых уроков! Не партизански-нелегально (шепотом или записочками), не в варианте псевдообщения, когда учитель знает, каким должен быть ответ, а по-настоящему! Пусть у вас появится понимание того, что язык – не цель обучения, а средство рассказать, попросить, объяснить, найти информацию на англоязычных сайтах. А давайте слепим себе комнату из пластилина, пойдем друг к другу в гости и проведем «экскурсию» на английском языке! А давайте устроим театр! Давайте! Театр будет кукольный, там будут бумажные тигры, крокодилы из прищепок и… - и все будут разговаривать и петь песни! А давайте снимем фильм! «Елена Александровна, а как сказать по-английски…?» Ура, заработало!

Схема: здравствуйте, садитесь! – проверяем домашнее задание – объясняю новый материал – закрепляем – через два урока контрольная – должна оказаться в прошлом. На каждом уроке интрига, challenge (не знаю, как это слово правильно перевести. «Вызов» - как-то бледновато звучит. В общем, такое задание, ну очень-очень трудное. Но мы разделим его на небольшие понятные фрагменты, распределим участки работы между собой, договоримся, справимся и будем собой гордиться: «Йес, мы это сделали!»).

Современные подростки прагматичны: «А для чего нам делать это задание?» Подтекст ясен: «А может, это трудное задание делать не надо?» А может быть, их опередить и задать им этот вопрос: «Дети, для чего нам это нужно?» Пусть работают осознанно. Пусть, в том числе, умеют выступать публично - слушая выступления у доски, защищая проекты, оценивать (предварительно выработав критерии) не только содержание и оформление, но и манеру держаться (язык тела), голос (громкость, артикуляцию, интонации).

В западной школе существует предмет Science – все естественные науки «в одном флаконе». А наши дети теряются, переходя из кабинета в кабинет, и то, что они делали на русском, уже не понимают на английском, на международных олимпиадах «плывут» в ситуационных задачах. Нужна межпредметная интеграция. Недавно мы проводили для девятиклассников погружение в «Горном». «Дети, мы летим на Марс! Вы же понимаете, что такое масштабное мероприятие одна страна не потянет – дорого! Поэтому экспедиция будет международной, язык общения – английский». Пригодилась физика (изучили принципы реактивного движения, сделали действующую модель ракеты с водяным двигателем), химия (провели серию экспериментов с веществами, имеющимися на Марсе), физкультура (сдали нормативы для космонавтов – кое-кто даже оказался годен для полета!), английский (обсудили природные условия, прикинули проблемы, построили макет жилого модуля на Марсе и защитили свой проект в присутствии сотрудников ИСС и Института физики на английском. Кстати, в быту тоже общались на английском). Вечером падали от усталости, засыпали моментально – какое уж тут повеселиться! – зато, судя по отзывам, именно эта занятость – ни одной свободной минуты! – была в кайф!

Кстати, возвращаясь к межпредметности. Идеальный формат - клуб интеллектуальных игр (у нас есть!). На каждом занятии развиваем навыки мозгового штурма в условиях цейтнота, умение чувствовать друг друга, умение справляться со своими эмоциями, … А уж как мы осознаем свои дефициты в образовании! И как взлетает самооценка и авторитет того, кто кинул правильную версию!

Меняются не только условия жизни, меняются дети. У них огромное чувство собственного достоинства, они более информированы и что-то умеют делать лучше, чем мы (например, фильмы монтировать). И уже нельзя осуществлять только «пристройку сверху»: «Я главный, а ты должен!». Все больше на равных: «Давай вместе!» или даже вовсе «снизу»: «Помоги, пожалуйста!».

В последнее время много говорят о том, что у человека есть не только рациональный, но и эмоциональный интеллект, и от уровня его развития на 80% зависит успешность человека. Ура! Значит, мое стремление узаконить проявление эмоций (в том числе, бурных) на уроках - правильны. И разные приемчики-задания из курса актерского мастерства – правильны. Потому что я уверена, что познания без радости не бывает. Не должно быть. Независимо от эпохи, в которую мы живем, и новых идей, возникающих в недрах Министерства образования.

P. S. Это я еще про школьный театр не написала. Материал для отдельного эссе. Вроде бы и не учебные занятия, а как отличаются театральные дети от среднестатистических! Раскованные, изобретательные, умеющие общаться и импровизировать (ну, или «выкручиваться» ) А в западной школе в расписании есть такой предмет – Drama. Эх, везет же людям!

P.P.S. Кстати, в нашей школе дети уже устали от проектов, презентаций и современных технологий. Нужно что-то новенькое развивать. Например, погружения. Или квесты. Или замахнуться уже на международный уровень, а?